Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В КСИР сообщили об установлении точного местоположения вертолета Раиси
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Происшествия
Одиннадцать человек пострадали при обстреле ВСУ Шебекино в Белгородской области
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Происшествия
На востоке Москвы разгорелся пожар на площади 1,2 тыс. кв. м
Мир
Премьер-министр Финляндии Орпо допустил частичное открытие границы с РФ
Спорт
«Манчестер Сити» четвертый раз подряд стал чемпионом Англии по футболу
Мир
Евродепутат назвал возможное использование замороженных российских активов воровством
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Мир
В СМИ рассказали об отправке двух самолетов и 50 спасателей от РФ на поиски Раиси
Мир
Испания отозвала посла в Аргентине после слов Милея о жене премьера Санчеса
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Спорт
«Зенит» обыграл «Ахмат» со счетом 5:1
Армия
Рядовой Акулов смог защитить подбитый танк от атак FPV-дронов ВСУ
Мир
Премьер Ирака распорядился оказать помощь в поисках вертолета Раиси
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Среди французских режиссеров Кантан Дюпье сегодня — один из самых актуальных и модных. Например, 14 мая его новая картина «Второй акт» откроет Каннский кинофестиваль. А пока его предыдущая работа с громким названием «Даааааали!» выходит в российский прокат. Сальвадора Дали в картине играет сразу несколько артистов. Начинается фильм как история о молодой журналистке, которая пытается взять у Дали интервью, и эта попытка оборачивается таким фарсом, который невозможно пересказать, но можно увидеть на большом экране. На Венецианском кинофестивале – 2023, где состоялась мировая премьера комедии, «Известия» обсудили фильм с Кантаном Дюпье, актрисой Анаис Демустье и Эдуаром Баэром — комиком, телезвездой и одним из нескольких Дали в этой странной ленте.

«Ощущение безумия удалось создать только на монтажном столе»

— Про Сальвадора Дали снято немало фильмов. Но ваш претендует на звание самого абсурдистского из них. При этом у него довольно сложная структура. Как она сформировалась?

Все, кто раньше снимал фильмы про Дали, ничего в нем не поняли. У них не было с ним глубинной связи. А у меня была — ну какая-то минимальная точно. Это позволило мне сделать такой фильм-жест. Он на самом деле не такой уж безумный. По большому счету это нормальное кино. Но структура и юмор превращают его в нечто особенное, в высказывание. Мы не пытаемся рассказать кому-то о том, каким великим художником был Дали. Потому что здесь я не смотрю на моего героя, я не снаружи его, а внутри него. В каком-то смысле я — это он. Наверняка вы заметили здесь цитаты из Луиса Бунюэля, друга Дали.

— Какой у вас любимый фильм Бунюэля?

— Люблю его французский период. То есть это не «Тайное обаяние буржуазии» или «Смутный объект желания», а именно весь период. Мне нравятся все его французские фильмы того времени. Может, потому что они в нас, французах, как-то особенно отзываются. Я сейчас скажу страшное: я не фанат вообще всех фильмов Бунюэля, многие из них мне просто не нравятся.

— Есть ли в основе вашего фильма какая-то реальная история о том, как кто-то вот так пытался взять интервью у Дали?

— Нет, насколько я знаю. Героиня Анаис Демустье, которая преследует Дали и хочет записать интервью с ним, — это на самом деле я, который вот также пытается разгадать его загадку, понять чуть лучше. Хотя бы в минимальной степени. Понятно, что это невозможно, подобраться к Дали никак нельзя. Ну хотя бы потому, что он уже умер. Но я пытался.

— И вы сегодня точно так же опоздали на интервью, и журналисты вас точно так же ждали!

— Да (смеется), это потому, что я в полном одиночестве расхаживал туда-сюда по своему номеру в гостинице.

камера с микрофоном
Фото: Global Look Press/Oskar Eyb

— А почему вас интересовал именно поздний период жизни Дали? Тот, где он превратился скорее в идею имени себя, давал интервью, эпатировал публику, но уже как будто не принадлежал себе?

— Может, всё дело в том, что я застал его именно таким. Когда я был маленький, Дали постоянно показывали по телеку, и он там был вот именно такого возраста, с такими же повадками. Кроме того, по мне — это лучший Дали из всех возможных. Знаете почему? Потому что теперь ему на всё плевать! Если посмотреть его ранние интервью, он там пытается быть хотя бы немного точным в формулировках, старается выглядеть ироничным или, например, религиозным. В какой-то момент он отказался от этого и стал по-настоящему беззаботным на публике. Его вообще не волновало, кто что подумает. Он был как будто не от мира сегодня. Мне это очень нравится.

— Такое отношение к герою делает и процесс съемки более свободным?

— А вот и нет! Когда ты снимаешь кино, тебе надо фокусироваться на конкретных сценах, деталях, сценарии. У тебя команда, у тебя время. Тут совсем не до рефлексии над сумасшествием. Я бы сказал, что ощущение безумия удалось создать только на монтажном столе, там это настроение и пришло. Если бы вы прочитали сценарий, вы бы увидели, насколько он прост. Прост именно структурно. И логичен.

«Снимаем секс в течение двенадцати дней, потом садимся всё это монтировать»

К беседе присоединяются актеры Анаис Демустье и Эдуар Баэр

Э.Б.: Зачем вы вообще обсуждаете Дали? Он же монстр, тиран, Адольф Дали! Нечего о нем болтать (хохочет).

— Анаис, у вас с Дюпье уже четыре фильма. Как вы сейчас попадаете на проекты — опять прослушивание, всё как везде?

А.Д.: Да нет, он просто звонит мне и говорит: эй, Анаис, у меня тут кое-что новенькое (смеется). Он меня всегда удивляет, с самой нашей первой работы «На посту!» В этот раз самым удивительным было то, что мне пришлось у Кантана играть так, как обычно. У меня не было ни накладной груди, ни парика. С ним, как правило, всё иначе, так что я не переставала поражаться (смеется).

— Эдуар и Анаис, скажите, пожалуйста, дает ли Дюпье вам вкладывать в персонажей что-то свое? Была ли импровизация на площадке?

А.Д.: Никогда не импровизируем!

актриса

Актриса Анаис Демустье

Фото: REUTERS/Marechal Aurore/ABACA

Э.Б.: Мы пытались несколько раз, но куда-там. Что вы, никакой импровизации! Этот парень — он же совершенно больной на голову! Это со стороны, может, не очень заметно.

К.Д.: Там просто столько слоев, что стоит выпасть на одном уровне, как вся система может рухнуть. Там ровно распределены грусть, меланхолия, безумие. Нужно строго придерживаться выбранного пути, чтобы всё это сохранилось и передалось аудитории.

Э.Б.: С другой стороны, хорошо импровизировать, когда сценарий так себе. Тогда тебе просто ничего другого не остается, надо же как-то спасать положение. Это, знаете, как у Абделатифа Кешиша. Никакого сценария вообще — и давай, погнали! Снимаем секс в течение двенадцати дней, потом садимся всё это монтировать. Что не отменяет того, что Кешиш — гений, конечно.

актер

Актер Эдуар Баэр

Фото: REUTERS/ SGP

— Эдуар, кажется, у вас внутри тоже есть что-то общее с Дали — в плане ощущения абсурда?

Э.Б.: Самое сложное тут было абстрагироваться от тех образов Дали, которые уже созданы. Надо было понять, как он ложится в ванну, ходит в туалет, как просыпается по утрам. То есть за пределами образа, которые он создал. За кадром с красивыми усами и дорогим вином. За вымыслом. Но с Кантаном мы всё же быстро поймали какое-то настроение, и работать в итоге было очень легко и свободно, мы чувствовали себя детьми, которые как-то очень интересно шалят.

— Кантан, почему вы решили открыть фильм кадром с роялем, из которого течет вода? У Дали же много иконических образов…

К.Д.: Нужно было создать у зрителя настроение. Чтобы он понял: вот в этом фильме и из рояля может течь вода, то есть возможно всё. И это как бы наше подключение к Дали. При этом мне не хотелось прибегать к банальностям, к картинам, которые уже все знают наизусть. А этот образ такой красивый и простой. Он воодушевляет, зовет за собой.

актеры

Слева направо: актеры Эдуар Баэр, Анаис Демустье и режиссер Кантан Дюпье на премьере фильма «Даааааали!»

Фото: REUTERS/IPA

— Фильм идет ровно 77 минут. В этом заложен какой-то символический смысл?

К.Д.: Да нет, просто, на ваше счастье, я делаю короткие фильмы. Чтобы зритель не уставал. Может, у меня просто идеи короткие, так что длинный фильм по ним никак не снимешь.

«Когда я пытался что-то объяснить кому-то, мне самому становилось так скучно»

— У вас в фильме есть цитата из «Броненосца «Потемкина»: там была бесконечная лестница, здесь — бесконечный коридор, по которому идет Дали. Я всё ждал, когда появятся красноармейцы и взовьется красный флаг.

К.Д.: Слушайте, очень смешно, действительно ведь (хохочет)! У меня все-таки другое, потому что у него показан спуск, а у меня всё развивается на плоскости. Но вообще интересно, да.

— Кое-кто считает, что в этом фильме что-то и от «Монти Пайтон» оказалось.

К.Д.: Может, и это есть. У меня в детстве «Монти Пайтон» и Дали были где-то рядом, ничего странного, если в памяти они слились. Это та же эра. И какие-то сцены действительно больше монтипайтоновские.

режиссер
Фото: REUTERS/Niviere David/ABACAPRESS.COM

— Как думаете, какие из представлений о Дали самые далекие от действительности?

К.Д.: Я не специалист по Дали, так что не могу отвечать за это. У меня он персонаж, а не реальный Дали, давайте не будем забывать об этом.

— Анаис, вы кого-то из журналистов брали за образец для своей героини?

А.Д.: Я в своей жизни встретила много журналистов, но не это главное. Мне важно было показать обычную, нормальную женщину на фоне всего безумия, которое перед ней творится. Ее задача — слушать и смотреть на других. Журналистская профессия для этого очень подходит. И именно это создает нужный контраст между фантазией и реальностью.

Э.Б.: Не забудьте только, что на самом деле героиня — аптекарь. Она только пытается быть журналистом.

— Кантан, а кто ваш самый любимый художник?

К.Д.: Дали! Причина в том, что у него идеальная комбинация искусства, структуры и юмора. Такое редко встретишь. У Пикассо это тоже было, но когда смотришь его интервью, там юмора нет вообще. Поэтому жутко скучно. Он гений, конечно, но как персонаж — нет. Я предпочитаю Дали.

Дали
Фото: Commons.wikipedia.com

— Как у вас получается делать по два фильма в год?

— Они короткие.

— А почему вы сами еще и как оператор работаете?

К.Д.: Всегда так делаю. Так быстрее. Мне не надо никому объяснять, что я это вижу вот так и вот так. Многие великие режиссеры имели своих операторов, которые понимали их с полуслова. Но когда я пытался что-то объяснить кому-то, мне самому становилось так скучно, что я просто делаю это сам. Экономлю на этом минимум пять часов в день.

Прямой эфир