Уже с первых минут документального фильма Павла Чухрая "Дети из бездны", показанного на ОРТ, стало ясно: название полностью соответствует "документальности". Героями фильма стали те, кто ровно 60 лет назад смог выйти живым из Бабьего Яра.
О Бабьем Яре, где в 1941 году фашисты расстреляли около 100 тысяч евреев, в советское время, Холокост как бы не признававшее, говорили вполголоса. Потому для "среднестатистического" зрителя лента "Дети из бездны" - шок. Но и для подготовленного, "погруженного в тему" - тоже. Устами чудом выживших, но навсегда травмированных непереносимой болью людей и кадрами военной хроники фильм говорил правду. Всю.
"Наверно, я осталась жить, чтобы рассказать вам это", - говорит пожилая женщина. Ей было 5 лет, когда она "выбежала из очереди на расстрел за оцепление и видела, как в ров упала мама". "Ты улыбайся, когда улыбаешься - не убьют", - так думал 10-летний киевский мальчик. Его расстрелял "улыбавшийся гитлеровец". "Я не хотел расставаться с мамой, когда нас гнали, но она умоляла: "Уходи". "Очнулась под грудой тел, вся липкая от крови", - женщина, тогда совсем юная, оставила в Бабьем Яре грудного ребенка... "Я ползла по телам, все шевелилось подо мной. Как я не сошла с ума?!" Они пытались не плакать в кадре. Не получалось, а камера не отводила взгляда, демонстрируя: срока давности у такого горя нет.
"На этой акции немцев не было. Были только полицаи, пьяные, страшно ругавшиеся". "Я пятьдесят жидов перестрелял, дайте передохнуть - палец распух", - распухший палец полицая подарил жизнь девочке, которая была 51-й. "В каждом народе есть люди, готовые приспособиться к власти. К любой власти", - Михаил Ульянов за кадром подводит к ответу на жестокий вопрос: почему шли "на заклание", почему не пытались скрыться? Вот ответ-цитата: "До мене жиденята прибежали", - привлекала внимание полицаев "наша соседка", не открывшая дверь детям, спасавшимся от облавы. Фильм без недомолвок говорит о тех, кто добровольно становился пособником гитлеровцев, и рушит стереотип, что таких "добровольцев" было немного. Но безысходная тональность меняется: сюжет "Спасители" - о тех, кто, рискуя жизнью, решил не смешиваться с убийцами, кто прятал детей, "обмывал и перевязывал раны". Кто остался человеком.
"После войны я хотел его пристрелить", - рассказывает о "добровольце"-убийце пожилой человек, выбравшийся из Бабьего Яра, всю войну воевавший в партизанских отрядах. "Когда я пришел к нему домой, он спал - и я не смог выстрелить, ушел". "Почему не смогли?" - звучит за кадром вопрос. "Он был беззащитный". Этот короткий ответ - "пик гуманизма" в композиции фильма. "В Бабьем Яре убивали человечность". А она выжила.