"Известия" продолжают серию бесед с московскими немосквичами. Писатель, сценарист "Тонкой штучки", "Однажды двадцать лет спустя", "Одиноким предоставляется общежитие" и других любимых многими фильмов. Аркадий Инин родился, учился, женился в Харькове. Окончив Харьковский политехнический, восемь лет работал инженером. Писал для студенческого театра, был худруком кавээновской команды ХАИ, печатал юмористические рассказы. В тридцать лет поступил во ВГИК и остался в Москве. Сегодня харьковчанин Аркадий ИНИН беседует с корреспондентом "Известий" Марией ПОДОЛЬСКОЙ.
- Помню, в первый раз Харьков произвел на меня впечатление маленького города...
- А мне Париж после Москвы кажется небольшим. Харьков - вторая столица Украины, население - за миллион человек, есть метро.
- Это и меня тогда поразило. Еще были огромные порции еды даже в вокзальной забегаловке...
- Вам повезло, я такого не застал. Другое дело - дома, от украинского хлебосольного гостеприимства столы ломились. Я в Харьков при каждой возможности приезжаю, хотя возникает отвратительное ощущение от двойных таможен и пограничных нарядов. С удовольствием брожу по памятным местам: по Московскому проспекту, Павлову полю, по Сумской - центральной улице. У нас была такая "стометровка": мы фланировали от памятника Шевченко до кинотеатра "Первый Комсомольский".
- Теперь вы уже много лет живете в Москве. Что вам здесь не нравится?
- Мне в Москве нравится все! А если меня что и раздражает, то это не столичные раздражители. Никакой специфической высокомерности, холодности, невежливости у местных жителей не нахожу. Хамство или грязь - не московская примета, с этим я встречаюсь по всей России. Считается, что москвичи ленивые, нелюбопытные, а провинциалы приезжают и толкаются локтями, грызут зубами. Это далеко не всегда так. А кроме того, я знаю множество примеров, когда люди рвались и шагали по трупам, но ничего из этого не выходило.
- Что же необходимо для успеха?
- Я убежден, что жизнью правит судьба. Какой кому шанс выпадет. У меня все решал случай, в Москву притащили буквально "за шкирку". Я работал инженером и писал рассказы. Стало интересно: я чего-нибудь представляю в искусстве или нет? Решил себя проверить и послал два совершенно одинаковых набора текстов в Литературный институт и во ВГИК. Из первого вуза пришло письмо, что литературе я не нужен, а из второго на те же самые тексты - что кино я необходим. Бумажку из Литинститута выбросил, из ВГИКа всем показывал, но не собирался никуда поступать. Однако мой друг - инженер Валерий Харченко, который ехал сдавать экзамены во ВГИК на режиссерский факультет, сказал: "Раз выпал такой шанс, надо ехать". И чуть ли не силой увез меня в Москву.
- Помните первое впечатление от столицы?
- Я еще после школы приехал посмотреть Москву, вышел на Курском вокзале: распахнулась тогда еще совершенно пустынная огромная площадь, шесть утра, солнышко вставало, лето, что-то во мне затрепетало, и я влюбился в этот город раз и навсегда. Даже то, что провинциалов обычно раздражает в столице: ритм жизни, сумасшедшее движение, - это абсолютно мое. Вот жена первые годы просто плакала от этого, а я - урбанист, без шума машин за окном не засну, всю жизнь езжу на метро. Люблю нелюбимые всеми часы пик: толпа облегает со всех сторон, я поджимаю ноги, и меня буквально переносят на другую платформу. Я - человек толпы.