Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Киеве возмутились словами премьера Грузии о риске «украинизации» страны
Мир
Глава Еврокомиссии заявила о ежегодном оттоке миллиардов из бюджета ЕС в США
Мир
Пять мест базирования боевиков в сирийской провинции Хомс были уничтожены ВКС РФ
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Общество
Мать девочки в «маске Бэтмена» из США осталась довольна работой врачей в РФ
Мир
Захарова назвала позором ПАСЕ одобрение вступления Косово в Совет Европы
Авто
Завод «Москвич» опроверг наличие обстоятельств для банкротства
Мир
В МАГАТЭ указали на игнорирование атакующими ЗАЭС призывов мирового сообщества
Мир
Маск хочет профинансировать сбор подписей в защиту свободы слова в США
Мир
Макрон заявил о единогласной поддержке ЕС усиления санкций против России
Общество
Минюст рассмотрит вопрос о включении Мошковича в список иноагентов
Мир
Белый дом опроверг заявление Байдена о съедении его дяди людоедами
Общество
Уровень воды в Тоболе в районе Кургана превысил отметку в 10 м
Мир
СМИ сообщили о неспособности ВСУ удержать позиции из-за дефицита снарядов
Общество
Тестирование на программу «Время героев» для участников СВО прошло успешно
Общество
В Орске восстановили подачу электроэнергии

Нурсултан НАЗАРБАЕВ: "Легких дел в политике не бывает"

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев - не чужой человек для россиян. Один из самых авторитетных и совестливых политиков перестроечной и постсоветской эпохи остается верен себе. Многие проблемы, стоявшие после распада Союза, решены, но жизнь ставит все время другие вопросы. Они, конечно же, кому-то кажутся проще простого. Однако Назарбаев так не считает. 10-летний опыт независимого развития страны учит его одной простой, но жесткой истине: руководить - это не руками водить, руководить - это значит предвидеть
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
- Нурсултан Абишевич, 10 лет позади. Когда было легче руководить, когда было легче быть президентом: первые 10 лет, или сейчас, когда начинается новый этап развития страны? - У каждого периода - свои трудности, свои сложности, "легкие" времена всё еще за горизонтом, да и вряд ли найдется в истории глава государства, который мог бы сказать, что ему руководство страной - дело простое … Но первые годы, безусловно, были чрезвычайно сложные: неразбериха 91 года, распад союзного государства, экономическое и политическое размежевание межу республиками, поиск своего пути, первые шаги на пути независимого развития... Все это тяжело вспоминать. Это был период острейших кризисов, поиска путей перехода от тоталитаризма к либеральной политике, от плановой к свободной экономике. Этому нас в университетах не учили, и вся наша практическая жизнь и деятельность были построены иначе. Всё приходилось испытывать на себе. Если хотите, это были своего рода ускоренные курсы, только сама жизнь вносила свои коррективы. - А по-человечески как бы Вы все это оценили? - Мы все учились и не стеснялись этого. Учились каждый день. Верили: вот-вот станет легче. Казалось, к примеру, на рубеже 96-97 годов проведем стабилизацию экономики - вздохнем облегченно. Оказалось иначе. Только начала выправляться экономика, надо было проводить масштабную приватизацию, реструктуризацию, социальные реформы. Проводили реформу финансовой системы, приблизили её к западным стандартам. Жизнь начала улучшаться - выросли потребности, а, значит, надо повышать пенсии, заработную плату. Но сразу все не бывает. В результате огромного труда темпы роста нашей экономики превысили 10 процентов, и это позволяет постепенно повышать благосостояние нашего народа. - Вас все равно критикуют. Говорят, что можно было бы больше и лучше... - Говорить можно о чем угодно, гораздо труднее дело делать. Ведь это не виртуальные цифры, за ними кроется вся наша десятилетняя напряженная работа. Рост ВВП включает в себя производство не только товаров и услуг. Если растут объёмы выпуска продукции и оказываемых услуг, значит, на это есть спрос, реализуется больше продукции, и предприятия зарабатывают больше денег, и из этих денег предприятия больше платят налоги бюджету. Если бюджет государства хорошо наполняется, государство имеет возможность увеличивать заработную плату, пенсию и т.д. Сейчас средняя заработная плата по Казахстану почти 140 долларов. Только за последний год увеличилась на 25 долларов. Я думаю это совсем не плохой показатель, хотя люди хотели бы большего. - Значит соответственно идет рост внутреннего потребления? - Безусловно. - У Казахстана - большой промышленный потенциал. Для развития нужны деньги. Сколько сегодня ваша страна должна внешним вздаимцам? - Во-первых, Казахстан сегодня не нуждается в краткосрочных кредитах. Во-вторых, мы полностью рассчитались с Международным валютным фондом и не имеем никаких долгов. Вообще, стремимся к тому, чтобы не увлекаться внешним заимствованием. В прошлом году общих инвестиций в экономику привлечено в объеме 6,5 миллиарда, из них 3,5 - наши собственные, внутренние инвестиции. Это большое дело. Казахстан, как и Россия, - государство сырьевое, а цены на сырье всегда колеблются. Учитывая это, мы создали специальную финансовую структуру, которую называем фондом будущих поколений. В нём уже накоплено около полутора миллиардов долларов. Часть этих денег может быть использована в кризисных ситуациях, другой будут распоряжаться дети и внуки работающих сегодня казахстанцев. - Финансовая система - важный показатель стабильного развития страны. Судя по всему, этой сфере Вы уделяете не последнее внимание. Ваша оценка: насколько Казахстан и его финансы ограждены от неожиданностей мировой конъюнктуры? - Мы живем в уязвимом мире, но в нем есть разные степени защиты. Мы учли ошибки прошлых лет. Самое главное - выстроили банковскую систему, полностью соответствующую строгим мировым стандартам. И, тем не менее, продолжаем учиться - привлекать, зарабатывать и считать деньги. За сравнительно короткий срок ставка рефинансирования снизилась от 300 до 9 процентов. Инфляция - с 3060 до 6 процентов. А национальная валюта устойчива в течение последних трех лет после кризиса 98 года. У бизнесменов укрепляется вера в то, что в Казахстане можно нормально работать. - Как Вы оцениваете внутриполитическую обстановку в Казахстане? Некоторые считают, что молодые кадры в свое время выдвинутые Вами во власть, не оправдывают надежд. Так ли это? Вообще кадровая политика - ставка на молодежь - будет продолжаться? - Да. С самого начала обретения независимости Казахстаном надо было обратить внимание на новых людей. Старые кадры они не все, конечно, были консерваторами, не все отсталыми, многие попытались идти в ногу со временем, переучивались, понимали и не отставали. Но было много таких, которые не могли выйти из старой колеи. Поэтому ставку я сделал именно на молодых. Приходилось ставить 25-26-летних заместителями министров, советниками, - причем целую группу людей. Я создал специальный орган - Высший экономический совет при президенте, в который подбирали людей буквально со студенческой скамьи. Теперь им по 35-40 лет. Они прошли хорошую закалку, поработали в различных государственных органах. Молодым характерно проявлять энергию, бескомпромиссно бороться с недостатками и … иногда ошибаться, - так устроен человек. У некоторых, конечно, началось головокружение от успехов. Но я сознательно шел на эту политику, и об этом не жалею. Порядочных, болеющих за интересы Отечества молодых людей оказалось больше. - Вы стали руководителем страны, когда вся экономика была в руках государства. Сегодня 75 процентов экономики вашей страны - приватизировано. По сути, Вы имеете дело с новой экономикой. - Эйфорическая надежда, что рынок сам по себе все сделает, его невидимые силы всё приведут в порядок, проходит. Государство без ответственности - это утопия. Бизнес в одиночку все не сделает. Только мудрое государство в состоянии сводить воедино частные интересы со своими социальными обязательствами перед всем обществом. Главное, за чем я слежу, чтобы все это происходило в рамках Закона. То есть, мы встали на путь, по которому идет прогрессивный мир, и поворота с этого пути не будет. - Можно ли сказать, что вы сейчас больше занимаетесь политикой, меньше стали заниматься экономикой, меньше уделяете времени, потому что правительство сильное, и многие вопросы решены. Можно ли сказать, что вас сейчас больше интересует политика, политические процессы, дальнейшее развитие демократии Казахстана? - Государственное строительство - длительный процесс, и сказать, что мы его полностью завершили, нельзя. Нормально развивающаяся экономика и эффективно действующая политическая структура ещё не значат, что можно сделать передышку. Мы построили здание, в нем есть фундамент, стены и крыша. Теперь надо заниматься "отделкой", в том числе - и в вопросах государственного строительства. Это, например, как в России, проблема местного самоуправления и государственного управления. Нам еще надо четко определить: чем должен заниматься поселок, чем должен заниматься район, область, какие у них полномочия. Когда определимся с этими уровнями управления, перейдем к регионам, в том числе, и в вопросах формирования их руководства… Дали свободу прессе, но сегодня возникают вопросы: почему журналист становится более зависимым от учредителя-олигарха, чем даже от государства в советские годы, почему собственники СМИ ограничивают его законную профессиональную деятельность? И таких проблем много. Но сейчас главное - обеспечить права и свободы человека, поднять жизненный уровень людей, дать им работу, повысить им зарплату. Для этого надо работать, экономикой заниматься. По мере решения этих главных задач, будем ставить перед собой новые. - Вы в свое время, по-моему, три года назад, заявили, что касается взаимоотношений с Россией у Казахстана с Россией практически решены все основные проблемы и вопросы, и особых претензий друг к другу страны не испытывают. Все остается так? В политическом плане проблем между Россией и Казахстаном нет. Но мы - соседи, у нас огромная граница, и мелкие хозяйственные вопросы от случая к случаю могут возникать. Но на то и наши дружеские отношения, чтобы все эти проблемы снимать, разрешать путем переговоров, что и делается. Если мы добрые соседи, связанные с договором о дружбе и сотрудничестве, декларацией о вечной дружбе и союзничестве, любые вопросы будем решим - спокойно, взвешенно, с учётом интересов друг друга. -После распада СССР прошло 10 лет. Каждая из бывших советских республик прошла свой путь становления в качестве независимого государства. Сейчас мало кого интересует "как это было", интересен результат. Какова цена и степень независимости Казахстана? - Независимость пришла к нам в результате распада союзного государства, пришла мирным путем, но от этого она не перестает быть величайшей ценностью. Для нашего народа это исторический шанс возродить государственность, доказать свою состоятельность и способность к самостоятельному существованию. Способность преодолеть те проблемы, которые не были решены в предыдущий период. Поэтому мы воспринимаем независимость не как манну небесную, а как глобальный экзамен, который мы должны держать перед Историей. Независимость позволила нам решить самые животрепещущие вопросы. Мы закрыли Семипалатинский ядерный полигон - эту огромную язву на нашей земле. Отказались от ядерного оружия и ликвидировали инфраструктуру оружия массового уничтожения, получив при этом гарантии безопасности от ядерных держав. Разрешили пограничную проблему с Китаем, а сейчас завершаем процесс делимитации по всему периметру границ. Демонтировав тоталитарную систему, мы впервые в своей истории начали строить демократическое общество и правовое государство. И, несмотря на это, мы уже сейчас обеспечили весь комплекс фундаментальных экономических и политических прав и свобод. Созданы все атрибуты и институты независимого, демократического и правового государства. Политический плюрализм и многопартийный парламент, свободные выборы и независимые средства массовой информации. Мы реформировали систему государственной службы, провели пенсионную реформу. Последовательно осуществляем программу децентрализации власти и реформу местного самоуправления: в 2001 году в порядке эксперимента прошли выборы сельских акимов (администраторов), а со временем мы перейдем к выборности глав всех городских и областных акимов (мэров и губернаторов). В экономической сфере нам предстояло не просто внедрить рыночные законы, а провести системные преобразования, ликвидировать ужасающий структурный дисбаланс в экономике, сложившейся в советский период, а особенно - после развала единого хозяйственного механизма. Нужно было доказать свою последовательность, продемонстрировать свою волю в осуществление либеральных реформ, и, опираясь на собственные силы и крупные внешние инвестиции, строить основы нового государства. Важно было заставить работать на народное благо природные ресурсы страны. За последние пять лет мы в два раза увеличили добычу нефти, недавно создали Национальный фонд для будущих поколений, в котором аккумулируются доходы от продажи минерального сырья. Но для нас главный критерий - благосостояние людей, во имя которых и проводятся преобразования. На основе достигнутого экономического роста с 2002 года мы переходим к активной социально-ориентированной политике: борьбе с бедностью и безработицей, формированию современного внутреннего рынка труда, стимулированию малого бизнеса, повышению доходов работников непроизводственной сферы - врачей, учителей, работников культуры, ужесточению борьбы с преступностью, коррупцией, наркоманией, укреплению национальной инфраструктуры образования, здравоохранения и культуры. - Господин президент, советские люди, как известно, сказку пытались сделать былью. До последнего времени у некоторых теплились ностальгические мечты - все вернуть, воссоздать, возродить. В этом желании перемешалось многое: и человеческие страсти, и игры сиюминутных политиков. Но время смыло эти надежды. Люди психологически уже расстались со своим прошлым как с безвозвратно утраченной молодостью. Всех волнует: что впереди? - Говорят: "мое будущее - в моем прошлом". Очень важно не совершать прежних ошибок. Действительно, в советский период были великие достижения: индустриализация отсталой страны, победа в войне, полет Юрия Гагарина, всеобщая грамотность "самой читающей страны", всплеск в области культуры. Это - наша общая история, за которую не стыдно. Но какой ценой нам все это досталось? Благо люди быстро привыкают к хорошему. Столь же быстро вытесняются из памяти обиды и унижения. Мы уже забыли всеобщую принудиловку, тотальный дефицит, идеологический диктат, неграмотность центра в национальном вопросе. Что впереди? Я уверен: к прошлому возврата нет. Постсоветское пространство вернулось "на столбовую дорогу" цивилизации и будет строить будущее в системе демократических координат. Но в геополитическом плане вполне объяснимо желание сохранить СНГ, поскольку оно базируется на явлениях более общего порядка - на своего рода цивилизационном притяжении, на общности исторических судеб, на языковой близости. Мы в Казахстане хорошо распознали опасные амплитуды размежевания бывших союзных республик и населяющих их народов, взаимодействие которых исчисляется вовсе не с октября 1917-го, а произрастает из многовековой истории Евразии. Отсюда - наша известная инициатива Евразийского Союза Государств, программа "Десять простых шагов навстречу простым людям". Речь о том, чтобы сохранить единое культурно-информационное, образовательное пространство, создать условия для взаимовыгодной и тесной экономической интеграции. Очень хорошо, что эти идеи начали воплощаться в формате ЕврАзЭС. XXI век - это век интеграции. Даже крупнейшие, высокоразвитые государства осознают, что жить в изоляции значит остаться на обочине мировых процессов. Объединенная Европа, сумевшая подняться над былыми обидами и нешуточными притязаниями, - достойный пример такой интеграции. И чем раньше мы возьмемся за дело, тем лучше для нас. - Казахстан довольно успешно провел реструктуризацию советской промышленности при активном участии иностранных компаний. Все ли было сделано правильно? - Идеалы всегда труднодостижимы. И я был бы чересчур легковесен, если бы утверждал, что все было сделано так, как хотелось, или так, как договаривались. Мне кажется, то, что нам удалось за последнее десятилетие изменить в экономике с точки зрения общественных отношений, можно назвать успешным опытом. Но все происходило в ситуации цейтнота, когда наши предприятия, в первую очередь градообразующие, лежали на боку, не имея самого необходимого, в том числе оборотных средств. Поэтому в Казахстане, например, приватизацию надо было проводить быстро. Для промышленных гигантов мы избрали вариант приватизации по индивидуальным проектам, которыми занималось правительство республики. В условиях спешки не все контракты оказались удачными - и в плане выбора партнеров, и с точки зрения контрактных обязательств. И сегодня часто звучит критика, что со стороны людей, которые отвечали за этот участок работы, имели место небескорыстные подходы, что за приватизируемые объекты не была получена достойная цена, что в отдельных контрактах нарушен баланс интересов государств и инвестора. Доходит до призывов пересмотреть или разорвать приватизационные контракты. Как мы должны подходить к этой проблеме? Надо признать, что правительством того периода были допущены ошибки, а иногда имела место и корысть. В то же время контракты, подписанные правительством, надо уважать, но необходимо теперь смотреть, насколько эффективна экономическая деятельность новых собственников, как они выполняют инвестиционные обязательства, внедряют новую технику и технологии, как платят налоги, увеличивают занятость. Если все требования выполняются, то инвесторы могут не беспокоиться. С их помощью мы преодолели негативные последствия распада прежней хозяйственной системы. Мы это признаем. Что касается реструктуризации промышленности, то давайте будем реалистами. Устойчивый рост ВВП, в том числе промышленности, пока не говорит, что в корне изменилась сама структура экономики, которая выстраивалась 70 лет. Десять лет для этого слишком малый срок. Мы сегодня иначе смотрим на экономические процессы. Ведь как было в первые годы реформ? Горячие "реформаторские" головы доказывали, что ничего регулировать не надо, что рынок сам все расставит по своим местам. Оказалось, что в наших условиях стихийный рынок не является универсальной регулирующей силой, да еще при несопоставимой по мощи конкуренции транснациональных корпораций, объединивших половину мира. Приходит понимание, что экономическая свобода не отменяет роли государства в экономике. Что конкуренция автоматически не решает всех проблем, что она может быть нечестной при неравных весовых категориях участников. Словом, эпоха рыночного радикализма уходит. И государству надо всерьез думать о защите своих стратегических интересов - заниматься программами импортозамещения, модернизации, защиты отечественного товаропроизводителя. - Доставшееся наследство - воля судьбы. Казахстан - богатое государство. Что нового создано в вашей стране? Какова доля в ВВП новой промышленности? - Да, природные ресурсы Казахстана многообразны. Природа не поскупилась одарить нас нефтью и газом, черными и цветными металлами, ураном, золотом, богатым животным и растительным миром и многим другим. В этом смысле я соглашусь, что Казахстан - богатое государство, но потенциально богатое. Ведь среди наиболее развитых государств мира значительную часть составляют те, у кого весьма ограниченные природные ресурсы. Значит, главное - это человеческая энергия, рукотворные ценности, разумный подход к экономическим делам. Без квалифицированных и трудолюбивых людей, без передового менеджмента и знания тонкостей рынка, мировой торговли, без новых технологий природные богатства останутся мертвым грузом. Мы получили в наследство лишь оторванный сегмент некогда единой экономики, массу предприятий, продукция которых оказалась уже не нужной ни у нас, ни за рубежом. Трудно назвать такое наследство подарком судьбы. И все же мы выбираемся на магистраль устойчивого развития. Падение индекса физического объема ВВП нам удалось остановить в 1996 году. С этого времени он неуклонно возрастает. В 2000 году этот рост составил почти 10%, в 2001 году - около 14%. Конечно, важна роль развития добывающих отраслей. Но с прошлого года впервые наметилась новая тенденция - опережающий рост перерабатывающей промышленности. Мы закрепляем эту тенденцию и активно переходим к стратегии расширения отечественного производства, модернизации промышленности. - Вы в качестве успешного развития экономики привели цифры роста ВВП. Не кажется ли вам, что макроэкономические показатели далеко не совпадают с микроэкономической жизнью? - Государство не может быть "безукоризненно нежным" и все плоды экономических успехов отдавать исключительно на потребление. Оно обязано создавать и накапливать материальные и финансовые ресурсы для дальнейшего роста экономики, который и обеспечивает рост благосостояния каждого гражданина. Наша страна должна прежде всего преодолеть сырьевую направленность экономики, внедрить передовые технологии, новые виды производства, встать на путь интенсивного индустриального развития. В то же время именно благодаря общему экономическому росту мы нашли возможность поднять зарплату бюджетникам, госслужащим, повысить пенсии. Средняя зарплата по республике стала немногим менее 140 долларов и только за один год увеличилась на 25 долларов. Быстро растут суммы на банковских депозитах и пенсионных счетах, внутренние инвестиции в 2001 году впервые превысили иностранные вложения. Товарный рынок насыщен всем необходимым, а если бы не было спроса, то и не возникало бы предложения. Главное, к чему мы всегда стремимся в социальной политике: дать людям возможность работать, зарабатывать и богатеть. Поднять производство и обеспечить широкое вовлечение казахов в малый и средний бизнес. Поддерживать и развивать экономическую и творческую инициативу народа. Преодолеть иждивенчество и патернализм. То есть сформировать новую психологию и менталитет наших граждан. Тогда мы не будем надеяться лишь на нефть, мировые цены на которую - величина весьма непостоянная, или металлы, которые, несмотря на свою прочность, в современной мировой экономической конъюнктуре в любой момент могут оказаться довольно хрупким экономическим аргументом. - Насколько складывающиеся экономические системы России и Казахстана совместимы? Что нас объединяет и что приводит к конфликту интересов? - Совместимость есть, причем во многих аспектах. Если помните, хозяйственный комплекс СССР создавался как единое целое, в котором особое значение придавалось межреспубликанскому разделению труда, иногда даже в ущерб экономическому смыслу. У любого предприятия были традиционные связи и строго закрепленные поставщики. Все делалось по единым стандартам. Разрушение плановой системы и хозяйственных связей в начале 90-х годов именно потому стало болезненным, что у предприятий не было достаточных альтернатив в необходимых поставках и сбыте продукции. На плаву удержались главным образом добывающие предприятия, производившие сырье. Они сумели быстро переориентироваться на внешний рынок, чего не скажешь о производствах законченного цикла, которые не смогли выдержать конкуренции с зарубежными товарами. Мы осознавали эту опасность и всегда стремились сохранить экономические связи в базовых отраслях. В значительной степени нам это удалось, и по-прежнему казахстанские руды, полуфабрикаты, уголь и т.д. поставляются на российские предприятия. В среднем треть казахстанского экспорта приходится на Россию. Это высокий показатель. Но он не должен нас успокаивать, поскольку в основном достигается за счет лишь торговли сырьем. Важно не остановиться на достигнутом уровне интеграции. И здесь нужно сказать о такой важной предпосылке нашего сотрудничества, как сопоставимость глубины и темпов реформ. В этом направлении Казахстан и Россия продвинулись дальше всех в СНГ. Для Казахстана очень важно экономическое оживление в России, поскольку оно позитивно отражается на наших делах, в условиях тесного партнерства обеспечивая дополнительную базу роста нашей экономики, на треть ориентированную на Россию. Это главное условие совместимости наших экономических интересов, которое, я надеюсь, преодолеет любое их локальное несовпадение. Практика экономических взаимоотношений Казахстана и России наглядно это демонстрирует. Ввод трубопровода КТК (а это самый крупный интеграционный проект на постсоветском пространстве), объединение энергосистем, активное сотрудничество в нефтегазовом секторе, неизменно высокий уровень торговли - все эти примеры говорят о том, что между нашими государствами сформировалось стойкое стремление к углублению интеграции. - Что за последнее время изменилось в российско-казахстанских отношениях? Вызывает ли что-то какое-то беспокойство? - Думаю, в наших отношениях завершился период "притирки", они приобрели устойчивость, основательность, предсказуемость. Принципы партнерства и союзничества сформировались не сразу, постепенно, но они уже прошли проверку временем. Мы накопили опыт совместного разрешения трудных проблем, четко работает механизм двустороннего согласования интересов. Это очень важно. Дружественные, равноправные, стабильные отношения с Российской Федерацией - важнейший приоритет внешней политики Казахстана. Это неизменный курс, от него не было отклонений за все десять лет независимости нашего государства. Первый большой договор между Казахстаном и Россией был заключен в мае 1992 года - это договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Этот важнейший документ, в котором были заложены долгосрочные принципы взаимоотношений, обеспечил поступательное развитие политического партнерства и экономического сотрудничества между нашими государствами. С каждым годом и Казахстан, и Россия все больше убеждались в единственной правильности этого стратегического выбора. Динамика развития двусторонних отношений позволила нам выйти в 1998 году на подписание такого документа, как Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированная в XXI век. Сегодня тесное взаимодействие Казахстана и России динамично развивается по всему спектру отношений - без каких-либо исключений. Наши страны укрепляют взаимодействие в нефтегазовой, транспортной и торговой сферах, предпринимают совместные усилия в решении вопроса о правовом статусе Каспия, намерены вывести на новые масштабы военно-техническое сотрудничество. Налажена планомерная работа, направленная на интеграцию топливно-энергетических комплексов наших стран. У Казахстана и России единство взглядов на проблемы, связанные с безопасностью. Это особенно важно ввиду той обстановки, которая возникла у наших южных рубежей. Поэтому мы придаем особое значение сотрудничеству с Российской Федерацией как на двустороннем уровне, так и в коллективных организациях - СНГ, ШОС, ДКБ. - В чем сегодня заключаются стратегические цели Казахстана? - Сегодня уже ясно, что первые испытания мы выдержали с честью. Казахстан состоялся как суверенное, независимое государство. Мы сумели обеспечить стабильный рост экономики. Нам удалось избежать прямой конфронтации внутри общества, которая столь характерна для посткоммунистической истории многих стран. Почувствовав устойчивость и необратимость процесса обновления, мы в конце 1997 года разработали Стратегию развития страны до 2030 года. В этом важнейшем документе мы дали трезвую оценку сегодняшнего состояния нашего государства и постарались определить долгосрочные приоритеты нашего развития. Вот семь приоритетов, на которых мы решили сосредоточить свои усилия: национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и национальное единство; экономический рост; здоровье, образование и экология; эффективное использование энергетических ресурсов Казахстана; развитие инфраструктуры, особенно транспорта и связи; создание профессионального государства. Для каждого из этих долгосрочных приоритетов разработана и последовательно реализуется своя программа, конкретизируемая в планах различной протяженности - годовых, трех- и пятилетних планах. Казахстан должен стать государством с устойчивыми демократическими институтами и традициями, развитой рыночной экономикой, которая будет функционировать на основе передовых технологий и коммуникаций. Мы должны добиться высоких темпов экономического роста, основанного, особенно на первых порах, на использовании энергетических ресурсов и других природных богатств, а впоследствии - на эффективной производственной инфраструктуре. Благодаря этому мы придем к высокому уровню благосостояния общества. - СНГ. Первый десятилетний тайм уже отыгран. Что впереди? - Отыгран неплохо. Мы все-таки научились решать проблемы сообща, снимать напряжение, согласовывать отдельные решения. Этот институт удерживал от опрометчивых шагов, помог создать разветвленную систему сотрудничества. Но у меня нет слишком большого удовлетворения от деятельности Содружества. Много декларативных решений, есть разница в подходах. Значительно разошлись экономики и законодательство, а порой и политические интересы. Поэтому возникает и разное видение будущего СНГ. За 10 лет мы все осознали свои национальные интересы и определились с направлениями сотрудничества. Есть несколько вариантов развития ситуации. Первый: СНГ задачу выполнило и отныне бесперспективно, его следует распустить и ограничиться двусторонним сотрудничеством. Второй вариант: оставить все как есть, заниматься мелочами, работать на архив. И третий: найти правильную стратегию для принципиального изменения ситуации, прийти к модели, схожей с Европейским союзом. Я за последний вариант. Мы многое можем потерять без сотрудничества во внешней политике, в области обороны, культуры, информации. В наших руках крупнейший в мире земельный, водный, сырьевой, энергетический и транзитный ресурс. Если мы будем всем этим сообща и скоординированно управлять, проводить единую политику, то с нами будут считаться. И добиться наших целей мы сможем только вместе. Как вы относитесь к российско-казахстанским отношениям? Александр БОВИН, публицист: - Мне представляется, что ни Москва, ни Астана до сих пор не понимают всей значимости для России и Казахстана хороших, стабильных, нормальных отношений. Аркадий ВАЙНЕР, писатель: - Я всецело за сближение. Во-первых, Казахстан - прекрасная страна, во-вторых, у нее умный и дальновидный руководитель - Назарбаев, в-третьих, это исконное место приложения российских сил всякого рода: производительных, интеллектуальных, эмоциональных и так далее. Поэтому чем больше мы будем друг друга понимать, чем ближе сотрудничать, тем лучше будет и для них, и для нас. Анатолий ЧЕХОЕВ, заместитель председателя комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств: - Отношения с Казахстаном сейчас складываются не лучшим образом. Во-первых, стоит очень больная проблема соотечественников - из Казахстана люди бегут. Во-вторых, семьдесят процентов контрактов заключается не с Россией. Казахстан хорошо использует возможности СНГ, но от российско-казахстанских отношений потребляет больше, чем отдает России. Мне бы хотелось, чтобы мы работали на паритетных началах. Казахстан должен понимать, что почти половина населения - русские. Держать такое количество людей в качестве второго сорта очень недальновидно. Русский народ терпелив, но любому терпению бывает предел. Михаил ОСОКИН, телеведущий: - Я всегда за хорошие и добрососедские отношения со всеми странами. Мне кажется, в российско-казахстанских отношениях нет особых проблем, сложностей, они как-то не на виду. Николай ПЕТРАКОВ, академик РАН: - Что, что-нибудь там обострилось? Насколько я вижу, наши отношения находятся в рамках взаимоуважаемого суверенитета. Есть, конечно, технические проблемы, связанные с выплатой за аренду Байконура, есть проблемы с русскоязычными людьми, проживающими на территории Казахстана, но все это в рамках нормальных отношений, потому что бывший Советский Союз сегодня стал конгломератом независимых государств. Нет особых конфликтных ситуаций, которые не могут быть разрешены в нормальном переговорном режиме, чего не скажешь о Грузии и других бывших республиках. Как хотели, так с Казахстаном и получилось. А что вы думаете об этом?
Комментарии
Прямой эфир