В течение десяти лет величайшим соблазном околограмотных было поставить в названии запятую. Однако "виват" - это не "привет", не "салют" и не "салям", хоть и очень похоже. "Виват" - это фестиваль уходящего оффшорного времени, когда деньги на кино текут с помощью налоговых льгот (отмененных с 1 января этого года), а смотреть его никто не хочет от усталости и общекультурного пресыщения.
Но раз уж снято, так должно быть показано, лучше всего с патриотическими мотивировками. Фильмы идут в кинотеатрах города для национально озабоченных, победителя определяет зрительское голосование, никакого мухлежа и субъективизма - одни положительные эмоции. За 10 лет показано 1132 фильма (Боже!), которые посмотрело 1 300 000 зрителей (для считанных сеансов на картину вполне пристойно).
Однако постепенное становление возвратного кинематографа (т.е. снятого не чтоб украсть, а чтоб заработать) нежданно-негаданно превратило "Виват" в смотр кинодостижений города на Неве. Ибо доминирование Питера в современном кинопроцессе очевидно и не подлежит обсуждению (слово москвича). По справедливости каждый следующий фестиваль надлежит проводить с юбилейными почестями только что прошедшего. Выводить на сцену боссов единственной стабильно доходной киностудии страны - СТВ ("Брат", "Брат-2", "Сестры", "Война", "Мама, не горюй", "Ехали два шофера", неоконченный "Олигарх") - Сергея Сельянова и Алексея Балабанова и дарить им за ум и национальную идею не пошлый хрусталь, а кичево-фарфоровую статуэтку пограничника Карацупы с собакой, так похожую на гжельскую девочку в сандальках с логотипа студии. Чествовать 110-ю, 120-ю и 130-ю серии народного сериала "Менты", ставшего - без дураков! - главным социокультурным событием 98-го года, переключив исконную русскую любовь к вору и волку на мента и собаку, друзей человека. Кричать "ура" креативной ватаге киножурнала "Сеанс", которая не только осилила многотомную энциклопедию современного русского кино, но и вывела тем самым на академический уровень рожденную реформацией плеяду газетных кинокритиков от Плахова и Москвиной до Ростоцкого и Трофименкова. Все эти проекты затевались на пустом месте за три копейки без расчета на барыш, ибо Северо-Запад, как известно, принадлежит к числу беднейших регионов России и красть там почти нечего (по крайней мере киношникам).
Вынужденный аскетизм и угрюмая энергетика сделали свое дело. Сила, как и уверяли Сельянов с Балабановым, оказалась в правде. Чтобы хоть немного сгладить наглядное питерское торжество, устроители периодически приглашают из Москвы ветеранов кино, награждая их за вклад памятными вазочками. А сами гордятся и организуют экскурсии на "Ленфильм" к дедушке Герману за словом истины.
Лауреатами зрительского голосования этого года стали актер Евгений Стычкин ("Апрель"), актриса Ольга Будина ("Таежный роман"), режиссер Дмитрий Месхиев ("Механическая сюита") и фильм Светланы Дружининой "Я император". Премия аккредитованной кинопрессы по заведенной традиции досталась "Сестрам" Бодрова-младшего.
А что Вы думаете об этом?