Спектакль "М 5" можно считать манифестом нового стиля в российском танце. Правда, никаких откровений он не содержит. Да и нет в нем ничего, что обычно хотят от танца, - ни сюжета, ни характеров, ни композиции. Нет даже танца, если под этим понимать объединенные смыслом па. Только шесть девочек, делающих незатейливые движения. Смысла в зрелище столько же, сколько в скольжении красивых рыбок в прозрачной воде. Воспитанному на содержательной и образной классике скучно - зацепиться не за что. Тот, кто уже освоился в концептуальной зауми нашего современного танца, тоже почувствует себя не у дел. О чем эта движущаяся картинка? Да ни о чем! Зато тем, кто смотрит с чистого листа, удовольствие гарантировано. Можно расслабиться и отключиться.
Для венгерского хореографа Эстер Галь спектакль - не упакованный результат, а возможность покопаться в природе танца, исследуя его на клеточном уровне. Интересно же развинтить тело на составляющие и насладиться их автономным движением. Какой, к примеру, нормальный зритель успеет разглядеть носок танцовщицы, если надо следить, как она транслирует жизнь человеческого духа?
Эстер Галь освобождает от этой повинности. В ее спектакле можно уловить движение пальцев ног и почувствовать, наконец, как упоительно вращение тела на полу вокруг своей оси. Она показывает зародыш танца и его истоки - природу, призывая вернуться к естеству, утраченному за долгие годы культа искусственности. С этой позиции спектакль "М 5" можно считать компенсацией разрыва цивилизации и природы в XX веке. Он способен даже заменить встречу с натурой, если уже нет времени глядеть на облака, слушать шум дождя и ступать босыми ногами по траве.
За 10-12 лет отечественный современный танец приучил нас к драматическому взгляду на мир. Теперь наступает пора чистого беспредметного творчества с положительным терапевтическим эффектом, прелесть которого уже усвоена Западом. За его продвижение на Урале взялись Гуманитарный университет, где такому занятию обучают на факультете современного танца, и посольство Венгрии в Москве, поддержавшее контакт Эстер Галь с екатеринбургскими юниорами. Смотрите же, как contemporary-детки парят под шумовую композицию (ее автор Аттила Дора также осторожно вслушивается в звуковую материю, как Эстер Галь вглядывается в движение), и ловите легкое дыхание искусства будущего.
А что вы думаете об этом?