Новости, деловые новости - Известия
Четверг,
23 октября
2014 года

Митрополит Кирилл: "Пусть благословенье Божье пребывает со всеми нами"

«Я глубоко убежден в том, что в России существуют деструктивные секты, деятельность которых опасна для общества и для личности, - считает митрополит Кирилл. - Я думаю, что наше общество становится более внимательным и осторожным по отношению к малоизвестным проявлениям религиозного чувства. Поэтому сама идея составления некоего перечня общественно опасных религиозных организаций может быть признана полезной. Глубоко убежден в том, что для определения того, какая организация опасна для общества, должны быть привлечены не только светские специалисты и политики, но и богословы…»

Митрополит Кирилл:  "Пусть благословенье Божье пребывает со всеми нами"

Митрополит Кирилл рассказал об опасных религиях (studios.narod.ru)

10:50 Поликарп
Необходимо ли на Ваш взгляд введение Закона Божьего в качестве обязательного предмета в средних школах России? Не ущемляет ли это права других конфессий? Насколько законен такой шаг с точки зрения Конституции РФ и свободы вероисповедания?
Считаю, что дискуссия, которая сегодня развернулась вокруг этого вопроса, носит очень идеологизированный характер. Создается впечатление, что страсти нагнетаются с какой-то скрытой целью. С точки зрения Конституции и закона, в любом учебном заведении России могут преподаваться основы религиозных знаний. Сам факт преподавания таких предметов не является нарушением принципа отделения церкви от государства и школы от церкви. Доказательством этому является мировой опыт. Практически во всех странах, на которые мы любим ссылаться, и в которых строго осуществляется принцип отделения школы от церкви, преподаются основы религиозных знаний. Для того, чтобы преподавание этих основ действительно соответствовало российской Конституции и Закону о свободе совести, необходимо соблюсти одно единственное условие: добровольность. На этом же условии настаивает и церковь, потому что, как гласит русская пословица, невольник - не богомольник, и никого силой невозможно сделать верующим. Добровольность предполагает или, по крайней мере, должна предполагать вариативность, проще говоря - избирательность. Школьникам и студентам должна быть предоставлена возможность изучать основы православной веры, историю нашей духовной культуры. Глубоко убежден, что нельзя лишать российских школьников знаний того, что такое Успенский собор в московском Кремле. Если это сооружение стоит в центре столицы, то каждый имеет право знать, что это за сооружение, почему оно построено, в честь чего оно построено. Он должен знать, что такое Успение и кто такая Пресвятая Богородица. Глубоко убежден, что эти знания могут быть интересны не только для православных граждан России, но и для мусульман, и для других, равно как для православных людей, живущих в Татарстане, думаю, полезно и интересно знать основы Ислама, понимать, что такое мечеть и как в ней молятся люди. Конечно, могут найтись люди, которым все это неинтересно, как могут найтись люди, которым не интересны математика или литература. Но если в случае с математикой и литературой мы в обязательном порядке обучаем детей этим наукам, то в случае основ веры можно и нужно предусмотреть альтернативу. Приведу такой конкретный пример: общество сегодня страдает от того факта, что нравственные принципы, система ценностей, традиционно сформированных в среде нашего народа, сегодня размываются. Это явление характеризуется как нравственный кризис личности. Этим кризисом в значительной мере обуславливается общий кризис, через который проходит наше общество. И отношение к труду, и отношение к материальным ценностям, и отношение к себе, к семье к окружающей природе, во многом определяется нравственным состоянием личности; Совершенно очевидно, что религиозная мотивация помогает человеку сохранить нравственность. Если сегодня нравственность является условием выживания нашего общества, а в каком-то смысле и всей человеческой цивилизации, то почему же мы отказываем религии в праве сделать все для того, чтобы изменить к лучшему нравственное состояние личности и общества. Глубоко убежден, что сегодня в обязательном порядке нужно включать изучение основ веры в наше школьное образование при соблюдении тех условий, о которых говорилось выше. Ссылки на то, что мы живем в многоконфессиональной стране, также не могут быть приняты во внимание, потому что принцип добровольности и вариативности полностью исключает принудительное обучение православию тех, кто принадлежит к другим религиям или тех, кто по иным соображениям не желает с этими основами знакомиться. Другими словами, преподавание основ религии может присутствовать в региональном компоненте, в школьных компоненте, а также может преподаваться в качестве факультатива. При этом хотел бы подчеркнуть, что факультативное изучение означает выбор, но если человек выбирает данный предмет, то он становится обязательной частью программы и должен преподаваться в урочное время наравне с другими дисциплинами.

11:17 Валерий
Говорят: у терроризма нет национальности, нет вероисповедания. Однако в сентябре 2001 года на Нью-Йорк напали именно исламские террористы. Люди того же вероисповедания взорвали жилые дома в Москве и Волгодонске, дискотеку на Бали, а в октябре 2002 года захват театрального центра в российской столице во время спектакля 'Норд-Ост' был устроен опять же под крики 'Аллах акбар!'
Глубоко убежден, что Ислам, как религия, не провоцирует терроризм и агрессию. Терроризм и агрессию провоцирует особое прочтение Ислама. Это прочтение имело место в истории, и мы знаем, что под знаменами Ислама разворачивались религиозные войны и проходили завоевания. Это прочтение имеет место и сегодня. Данное обстоятельство возлагает особую ответственность на исламских лидеров и духовных руководителей. Они должны воспитывать свой народ в том прочтении Ислама, который исключает его радикальную интерпретацию. Ярким примером такой учительной деятельности является позиция председателя Центрального Духовного управления Толгата Таджудина. В этой связи я хотел бы особенно подчеркнуть значение тех слов, которые произнес этот уважаемый человек на Седьмом Всемирном Русском Соборе в Москве.

11:20 Информационное агентство прима, Андрей Антонов
Владыко, как Вы относитесь к нашумевшему документу о религиях, которые угрожают безопасности России, в частности тем, где упоминаются католики? Католический митрополит Тадеуш Кондрусевич уже выразил по этому поводу серьезную озабоченность?
Я глубоко убежден в том, что в России существуют деструктивные секты, деятельность которых опасна для общества и для личности. Всем хорошо известны истории об АУМ Сенрикё, с Белым братством и другими организациями, дестабилизировавшими общество и наносившими существенный вред духовному и физическому здоровью людей. Я думаю, что наше общество становится более внимательным и осторожным по отношению к малоизвестным проявлениям религиозного чувства. Поэтому сама идея составления некоего перечня общественно опасных религиозных организаций может быть признана полезной. Глубоко убежден в том, что для определения того, какая организация опасна для общества, должны быть привлечены не только светские специалисты и политики, но и богословы, ученые в области религии, очень важно, чтобы такого рода работа, помогая обществу освободиться от опасного влияния деструктивных религиозных организаций, не провоцировала в то же время межконфессиональных конфликтов.

11:23 Дмитрий
Удовлетворены ли Вы владыко итогами VII Всемирного Русского Народного Собора? Почему по нашему ТВ было такое плохое освещение этого мероприятия?
Я очень удовлетворен результатами Седьмого Всемирного Русского Собора. Очень сожалею, что по телевидению были показаны негативные стороны этого собрания, которые сводились, собственно говоря, к двум выступлениям в первый день пленарных заседаний. На Соборе была вдумчивая дискуссия об экономическом положении в стране, о влиянии наших духовных, культурных традиций на формирование мотивации к общественно-полезному труду. Были сделаны конкретные предложения в адрес государства, и очень надеюсь, что данное заседание Собора положило начало широкой и вдумчивой дискуссии об экономическом развитии России с привлечением как специалистов, политиков, так и простых граждан.

11:33 Василий Русецкий rusetsky@rambler.ru
Какие, на Ваш взгляд, причины в настоящее время являются препятствием для преодоления межкорпоративных противоречий между РПЦ и Ватиканом? Могут ли они быть преодолены на основе общности христианских идеалов? Какие реальные шаги можно предпринять прямо сейчас?
Полагаю, что напряжение в отношениях:, которое возникло, не следовало бы характеризовать как межкорпоративные. Речь не идет о конкуренций двух корпораций на рынке религиозных услуг. Речь идет совсем о другом - о характере отношений между Православием и католицизмом в эпоху европейской интеграции и мировой глобализации. Сегодня перед нами два пути. Первый путь хорошо известен из истории. Это путь конфликта Крестового похода, использование трудностей одного для достижения временных успехов другого. По этому пути, как известно, развивалась средневековая и последующая история. На этом пути религиозные войны, конфликты и страдания людей. Есть другой путь - отказ от прозелитизма, от конфронтации, от попыток потеснить другую сторону, завоевав себе жизненное пространство и переход к сотрудничеству и взаимодействию во имя утверждения христианских нравственных ценностей в жизни современного секулярного общества, Православная церковь предложила этот второй путь католической стороне в очень трудный момент нашей истории, в период распада Советского Союза, в период политических, социальных, экономических потрясений, обрушившихся на наш народ. Мы предупредили католических партнеров о том, что не следует повторять ошибок прошлого и использовать эти трудности для экспансии на постсоветском пространстве. В далеком уже 1989 году мы предложили создать постоянный орган для диалога и консультаций, которые бы помог преодолеть конфликтные ситуации на Западной Украине, а затем, возможно, и в других местах. К сожалению, успешно начавшись, эта работа была прекращена не по нашей вине. Даже сегодня, несмотря на все то, что происходит в наших отношениях с католической церковью, мы не перестаем заявлять о категорической необходимости принципиально изменить политику Ватикана в отношении России. Верим, что с помощью Божьей наш голос будет услышан.

11:37 Елена, г.Москва
Ваше Высокопреосвещенство, есть ли святой покровитель у животных и, в частности, у собак? Если есть, то кто он и как ему молиться?
Домашние животные - помощники человека, От некоторых из них напрямую зависит благополучие людей. Вот почему в традиции Православной церкви присутствует обращение к святым с молитвой о здоровье животных. Издревле в деревнях молились святым мученикам Флору и Лавру о здоровье коров, лошадей и других животных. Не существует специальных молитв о собаках, но Господь 'скоты милует'. И призывает к этому людей. Милосердное отношение к природе, доброе отношение к животным, особенно к домашним, является неотъемлемой частью христианской этики. Невозможно разрушать окружающую нас природу и любить человека. Любовь - понятие всеобъемлющее. И 'сердце милующее' открыто ко всем. Аминь.

11:39 Тамара
Скажите пожалуйста, у ребенка отец мусульман(татарин) , а мать русская и крещеная. Сначала по пожеланию отца ребенку провели обрезание, т.е обратили в мусульманство, потом в тайне от отца мать его покрестила в церкви. Кем сейчас считается ребенок мусульманином или православным?
Если ребенок был крещен после того, как ему было совершено обрезание, особенно если крещение произошло с личного согласия ребенка, то его следует считать православным.

11:45 Елена Полякова, Санкт-Петербург
Уважаемый владыко! В январе Русская Православная Церковь проводит в Москве Выставку 'Православная Русь'. Расскажите, с какой целью Церковь проводит выставку, что на ней будет представлено, для кого она проводится?
С 22 по 25 января в Гостином дворе в Москве состоится Первая Всецерковная выставка 'Русь Православная'. Событие совершенно особого значения. На выставке будет представлена реальная жизнь Русской Православной Церкви как в России, так и в других странах СНГ и Балтии. Помимо информации о чисто религиозной деятельности, будет представлен материал, отражающий хозяйственную, культурную, социальную и иную активность нашей церкви. На стендах будет дана информация о деятельности синодальных отделов, епархий, более 100 фирм и организаций, работающих в области церковной экономики, представят свою продукцию. Эта выставка будет поводиться совместно с другой выставкой - 300-летия духовной культуры Санкт-Петербурга, каковая станет первым крупным мероприятием в Москве, связанная с празднованием 300-летнего юбилея Северной столицы. Очень надеемся, что данное мероприятие станет головным в серии выставок, освещающих жизнь и деятельность Русской Православной Церкви.

11:49 Tamara.
Zdravstvuite! I would like to ask you about one question.I have been living in America and we don't have Russian Orthodox Church in our town,so we go in Greece Orthodox Church,but they celebrate Rogdestvo Xristovo on Desember 25.What should we do? Please answer because it's very important to me. Spasibo.
В США существует американская Православная церковь, значительная часть приходов которой придерживается Юлианского календаря, а также приходы Московского Патриархата, который также следует этой календарной традиции. Поэтому при желании в Америке без особого труда можно найти храм, где Рождество празднуется 7 января. Однако целый ряд православных Церквей, присутствующих на территории Северной Америки, празднуют Рождество 25 декабря. И вы можете посетить один из этих приходов в тот день, когда большинство американцев будут праздновать Рождество.

11:53 Борис
Некоторые газеты называют Вас "табачный митрополит". С чем связано такое прозвище?
Не газеты, а одна газета, С упорством, достойным иного применения, отрабатывая совершенно конкретный политический заказ. К сожалению, в нашем обществе очень распространено использование прессы для сведения личных счетов или достижения политических, карьерных и прочих целей. В данном случае мы имеем дело с заказной кампанией, направленной на достижение, по крайней мере, одной или двух вышеупомянутых целей.

12:00 Кирилл Фролов, журнал Православная беседа
Кто, зачем и почему добивается воссоздания "Совета по делам религии" в России, пусть и в ограниченном варианте?
Убежден, что кампания, развернувшаяся в определенных кругах, за создание органа, регулирующего религиозную жизнь в стране, направлена, в перовую очередь, на ограничение влияния, которое сегодня Русская Православная Церковь оказывает на наше общество. Если создается государственный орган, то ему делегируются властные полномочия. В данном случае объектом этих полномочий будут религиозные объединения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такой орган, несомненно, будет стремиться канализировать разносторонние и широкие связи церкви к обществом и, по возможности, управлять этими связями. Выступая перед лицом церкви в качестве полномочного представителя власти и завязывая на себя все те контакты, которые сегодня церковь имеет с органами власти и с общественными институтами. Именно так действовал Совет по делам религий, который являлся некой жесткой прослойкой между церковью и обществом, включая тогдашнюю государственную власть, что практически делало невозможным осуществление широкого церковно-государственного диалога. Появление сегодня такого органа контрпродуктивно и способно лишь только породить напряжение в церковно-государственных отношениях, Сегодня в России существуют три структуры, призванные содействовать развитию религиозно-государственных отношений. Это соответствующий Совет при президенте, комиссия в правительстве и Комитет в Госдуме. Каждый из этих органов имеет свою юрисдикцию, свои полномочия и, на наш взгляд, работает достаточно эффективно. В качестве пожелания хотелось бы предложить установить систему более продвинутой, чем это имеет место сегодня, координации между этими тремя органами.

12:13 Игорь Негрустуев
Почему Господь попускает гибель невинных людей, ставших жертвами чужой злой воли, как это было в театральном центре на Дубровке и на АПЛ "Курск", несмотря на молитвы об их спасении?
Бог есть источник жизни и любовь. Бог не может быть причиной зла, тем более не может быть причиной смерти. Смерть, болезнь и страдания являются результатом греха. Однако сам факт существования человеческого страдания бросает некий вызов божественной любви и справедливости. И этот вызов, в частности, очень ясно сформулирован в вашем вопросе. Понять невинные жертвы с человеческой точки зрения невозможно, потому что человек, будучи ограничен условиями земного существования, мыслит исключительно в категориях реального опыта. Этот реальный опыт исключает загробную жизнь. Мы знаем о вечном существовании человеческого духа из божественного откровения, но мы не имеем опыта приобщения к этому вечному существованию. Именно поэтому смерть представляется нам катастрофой, самым страшным из того, что может произойти с человеком. Ничто по глубине страдания не может сравниться со смертью. Смерть - это бездна страдания и апогей человеческого несчастья. Бог прибывает вне времени и вне пространства. Он не ограничен условием земного бытия. Божий взгляд на человеческую историю и человеческую жизнь можно сравнить со взглядом человека, который взирает на дом или квартиру сверху, как бы сквозь крышу и потолок. Такой человек одновременно видит, что происходит в двух, трех или четырех комнатах, но те, кто находится в этих комнатах, не способны видеть то, что происходит за стеной. Бог видит и знает все, что произойдет с человеком, все, что проживет человек, как в земной жизни, так и в вечности. И для него смерть - не катастрофа, а переход из одной комнаты в другую. Вот этому отношению к смерти учит и церковь. Она учит человека не бояться смерти, но одновременно учит и не искать смерти. Замечательны слова заупокойного богослужения. Они открывают нам подлинную перспективу жизни человеческого духа, они в ярких образах свидетельствуют о вечности человеческого существования, вне которого наше земное существование теряет всякий смысл. Достаточно вспомнить тот самый лопух, который, по словам тургеневского Базарова, вырастает на человеческой могиле. Вне перспективы вечной жизни теряется смысл человеческой жизни и смерть действительно становится непоправимой катастрофой, крушением всего, что было создано человеком за время его земной жизни. И в этом смысле нет большой разницы, в каком возрасте умирает человек и как он умирает - у себя в кровати или от несчастного случая. Вне перспективы вечной жизни смерть - это безумие. Христианское отношение к жизни и смерти помогает нам мужественно встречать испытания и самою смерть, сохраняя внутреннюю силу и способность жить дальше.

Я хотел бы сердечно поблагодарить газету 'Известия', одну из ведущих и уважаемых газет России за предоставленную мне возможность пообщаться с журналистами и с читателями. К сожалению, невозможно было ответить на все то множество вопросов, которое было направлено в редакцию газеты через Интернет и по телефону. Я хотел бы сердечно поблагодарить всех тех, кто участвовал в этом разговоре, особенно тех, на вопросы которых я не успел ответить. Надеюсь, что с помощью газеты 'Известия' мы продолжим диалог. Пользуясь случаем, хочу всех поздравит с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым. Пусть благословенье Божье пребывает со всеми нами, пусть успешным и процветающим будет движение России вперед.

Известия // вторник, 24 декабря 2002 года

Митрополит Кирилл: "Пусть благословенье Божье пребывает со всеми нами"

Митрополит Кирилл:  "Пусть благословенье Божье пребывает со всеми нами"«Я глубоко убежден в том, что в России существуют деструктивные секты, деятельность которых опасна для общества и для личности, - считает митрополит Кирилл. - Я думаю, что наше общество становится более внимательным и осторожным по отношению к малоизвестным проявлениям религиозного чувства. Поэтому сама идея составления некоего перечня общественно опасных религиозных организаций может быть признана полезной. Глубоко убежден в том, что для определения того, какая организация опасна для общества, должны быть привлечены не только светские специалисты и политики, но и богословы…»

скопируйте этот текст к себе в блог:

Читайте также:

реклама
реклама