Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Одессе отказались переименовывать улицы Жуковского и Бунина
Здоровье
Педиатр указала на опасность авиаперелетов для малышей
Мир
Американский постпред при ООН не упомянула США в контексте бомбардировок Нагасаки
Армия
МО рассказало о спасшем более 10 сослуживцев старшем прапорщике Збаразском
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Армия
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Спорт
«Металлург» в третий раз стал обладателем Кубка Гагарина
Общество
Родители избитых детей в детсаду будут добиваться увольнения воспитателя
Мир
Небензя назвал целью резолюции США по ядерному оружию в космосе очернение РФ
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Культура
Утерянную незаконченную работу Климта продали на аукционе в Вене за €30 млн
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В Белом доме заявили об отсутствии цели запретить TikTok в США
Армия
Депутаты внесли законопроект о досрочной демобилизации многодетных отцов

Малевич на бумаге

В Московском центре искусств открылась очередная выставка из цикла "Новые русские коллекционеры" - "Работы на бумаге, 1910-1930 годы". На ней представлена графика художников русского авангарда из двух частных коллекций - несколько десятков произведений, в том числе 20 рисунков Казимира Малевича. Рисунки Малевича - а с них и начинается экспозиция, - конечно, главный хит выставки. Здесь есть ранние, почти реалистические работы ("Телега с мешками", 1911), зрелые супрематические и поздние - неожиданно наивистские. Есть наброски к картинам, а есть просто наброски, многие на тетрадных листах. Есть замечательный, очень напоминающий Матисса "Обед крестьян"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В Московском центре искусств открылась очередная выставка из цикла "Новые русские коллекционеры" - "Работы на бумаге, 1910-1930 годы". На ней представлена графика художников русского авангарда из двух частных коллекций - несколько десятков произведений, в том числе 20 рисунков Казимира Малевича. Рисунки Малевича - а с них и начинается экспозиция, - конечно, главный хит выставки. Здесь есть ранние, почти реалистические работы ("Телега с мешками", 1911), зрелые супрематические и поздние - неожиданно наивистские. Есть наброски к картинам, а есть просто наброски, многие на тетрадных листах. Есть замечательный, очень напоминающий Матисса "Обед крестьян". Есть рисунок, перечеркнутый крест на крест (наверное, не получился, вот Малевич его и забраковал), а есть просто каракулевые надписи ("Драка на бульваре"). После Малевича, в других залах, идут рисунки Удальцовой, Кирилла Зданевича, Крученых, Клуциса, Веры Ермолаевой и других мастеров русского авангарда. Многие из них не менее уникальные, чем малевические. Выставка не просто красивая, представляющая редкие и неизвестные работы, но и, что называется, симптоматичная: графика вообще и графика русского авангарда в частности сейчас в большой моде среди "новых русских коллекционеров". Это показали, например, "русские торги" аукционного дома "Сотби", прошедшие весной в Лондоне, - тогда была скуплена почти вся представленная графика (среди нее, правда, не было рисунков Малевича, их вообще давно не было на аукционах, потому говорить об их стоимости практически невозможно). И дело тут не столько в том, что рисунок стоит дешевле картины (это смотря какие рисунки и картины сравнивать), сколько в том, что у коллекционеров появился вкус к этому традиционно "малому" виду искусства. Конечно, рисунки не столь привлекательны, не столь эффектны, как картины - как правило, они черно-белые, карандашные или тушью; тонкие линии на пожелтевшей от времени (а иногда забрызганной грязью) бумаге. Но зато они почти всегда более изысканны, чем картины, даже манерны, а в случае с графикой русского авангарда - они еще более авангардистские, чем картины. Ведь графика (рисунок или книжная иллюстрация) в ту эпоху была главной территорией художественных экспериментов. Есть и еще одна причина, почему рисунки считаются второстепенным жанром - их на стену не повесишь (они выгорят от света), их можно хранить в папках и разглядывать только время от времени. Но именно этот ограниченный доступ к искусству и составляет главную радость подлинного коллекционера. Ведь для него искусство - это не декорация квартиры (как живопись, которую другие часто покупают, отмеряя погонными метрами - чтобы соответствовала размеру стены). Это подлинная страсть. Московский центр искусств открыл сезон первым из столичных залов. И открыл такой вот громкой выставкой. На зависть другим нашим галереям и даже музеям.
Комментарии
Прямой эфир