Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Российская теннисистка Александрова вышла в полуфинал турнира WTA в Майами
Общество
ФСБ пресекла распространение подпольного оружия в 48 регионах за два месяца
Общество
Пленный боец ВСУ рассказал о пытках со стороны командиров в украинской армии
Интернет и технологии
В России создали соцсеть для водителей
Общество
В оперативных службах сообщили о продолжении поступления воды в рудник «Пионер»
Спорт
Хоккеист Кучеров вернул лидерство в гонке бомбардиров НХЛ
Общество
В Красноярском крае возбудили уголовное дело после нападения мужчины на собаку
Мир
Сенатор из США назвал Израиль религиозно-фундаменталистским формированием
Общество
Небо в Амурской области окрасилось в оранжевый цвет
Общество
Люся Чеботина назвала цели проекта «Голос мой услышь»
Культура
Владимир Пресняков принял участие в проекте «Голос мой услышь»
Общество
Песков заявил об отсутствии планов блокировать Telegram в РФ
Мир
Нарышкин обсудил с министром госбезопасности КНДР сотрудничество двух стран
Спорт
Российский теннисист Медведев вышел в полуфинал «Мастерса» в Майами
Политика
В Минобороны заявили о сотрудничестве России и Мьянмы в условиях санкций
Общество
Полученные от концерта группы «Пикник» доходы направят пострадавшим в «Крокусе»

"Горит и показывает Москва"

Что такое фольклор? Любой школьник без запинки перечислит: "Сказки, былины, загадки..." Но жизнь мегаполиса течет по своим законам, и большинство традиционных фольклорных жанров в бешеном городском ритме просто вымирает. Выживают самые короткие, например, анекдоты. Зачастую они появляются как защитная реакция на очередную катастрофу практически моментально. Стоило начаться пожару в "Останкино", как родился анекдот "Горит и показывает Москва". - Извини, мобильный разряжается, жду в семь вечера "у ноги", - буркнул в трубку приятель и отключился, оставив меня в полнейшей растерянности. Где она, эта нога, находится? Пришлось приставать ко всем знакомым, чтобы вычислить место встречи. "Это у Юрия Долгорукого", - уверенно заявила подруга. "Нет, у Долгорукого - это "под хвостом", а он тебя будет ждать у памятника Маяковскому!" - сказала другая. И обе ошиблись
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Что такое фольклор? Любой школьник без запинки перечислит: "Сказки, былины, загадки..." Но жизнь мегаполиса течет по своим законам, и большинство традиционных фольклорных жанров в бешеном городском ритме просто вымирает. Выживают самые короткие, например, анекдоты. Зачастую они появляются как защитная реакция на очередную катастрофу практически моментально. Стоило начаться пожару в "Останкино", как родился анекдот "Горит и показывает Москва". Рухнул "Трансвааль" - появилось "Легким нажатием детонатора аквапарк превращается... превращается... в клуб моржей!" Или вот такой: "Ехал как-то президент в метро. Во втором вагоне..." Но есть у современного городского фольклора и другие жанры.

В семь часов вечера "у ноги"

- Извини, мобильный разряжается, жду в семь вечера "у ноги", - буркнул в трубку приятель и отключился, оставив меня в полнейшей растерянности. Где она, эта нога, находится? Пришлось приставать ко всем знакомым, чтобы вычислить место встречи. "Это у Юрия Долгорукого", - уверенно заявила подруга. "Нет, у Долгорукого - это "под хвостом", а он тебя будет ждать у памятника Маяковскому!" - сказала другая. И обе ошиблись.

Оказалось, что так пресненцы называют скульптуру "Дружинник" у входа на станцию метро "Краснопресненская". Нога, действительно впечатляет, большая такая, чугунная. Вообще, назначая свидание у памятника, нужно быть осторожным - попробуй отыщи в Москве хоть один, название которого соответствовало бы действительности. Пушкина на Тверском зовут "пампушкой на Твербуле". Стелу на Тишинке, воздвигнутую Зурабом Церетели в честь дружбы грузинского и русского народа, окрестили непристойным "х... Вознесенского" (поэт был одним из авторов помпезного монумента). Есть, правда, у него и более нейтральное название - "шашлык-машлык". К Достоевскому у Ленинской библиотеки (скульптор Александр Рукавишников) моментально прилипло "на приеме у проктолога" или больной геморроем". Ненавистного многим москвичам Петра Первого на стрелке зовут либо "нефтевышкой", либо "Колумбом, которого мы потеряли". (Где логика, спрашивается? Скорее Колумб, которого мы не потеряли.) Нику на Поклонной горе - "бабой на игле" или "саранчой на шпиле", а монстрообразных зверюшек в зоопарке - "Зураблэндом" или "парком сюрского периода".

Но, пожалуй, самой остроумной оказалась новая трактовка памятника первопечатнику Ивану Федорову (раньше шутили - памятник первоопечатнику). После открытия автосалона "Бентли" памятник стали называть "Иван Федоров читает прайс-лист салона "Бентли".

- Откуда у москвичей такая страсть к переименованию? Ведь не только памятники, но и улицы, и стадионы, и институты переназывают, переиначивают по-своему. Полянку - в Лужайку, Болотниковскую - в Болото, Лужники - в Лужу... - с этим вопросом "Известия" обратились к автору-составителю сборника "Современный городской фольклор" Сергею НЕКЛЮДОВУ.

- Это делается неосознанно. Дело в том, что человеку просто необходимо "обжить" свою территорию, вписать себя в пространство и время. Это своего рода самоидентификация. Всему окружающему человек дает свое толкование. Кстати, такая народная топонимика (правильнее локально-городская топонимика) существует абсолютно во всех городах, не только в Москве и Петербурге. Эти названия необычайно живучи. И каждое новое поколение придумывает свои.

И впрямь, у одного только Карла Маркса этих прозвищ штуки четыре. Он и "папа Карло", и "борода", и "продавец пива", и просто "чучело". Его ближайшего соратника Энгельса кто-то зовет "призраком коммунизма", кто-то - "дворником". По поводу первого названия существует даже легенда. Якобы в 1976 году, когда памятник устанавливали, крановщик оставил его на ночь в подвешенном состоянии. Статуя и тросы примерзли, так она и провисела двое суток. К тому же была закрыта белым полотном, что действительно придавало ей сходство с громадным привидением.

"Закрываемая задвижка звучит как выстрел в ночи..."

"Приходит Церeтели к Лужкову и говорит:

- Юрь Михалыч, отдай мне царь-колокол...

- А зачем тебе?

- Да скульптурку здесь ваяю - "Тройка" называется. Мне, собственно, колокольчика не хватает".

Для большинства горожан эта незамысловатая шутка - обычный анекдот, для ученых - образец современного городского фольклора.

- Глобальные социально-политические катаклизмы XX века, с одной стороны, и технический прогресс, с другой, повлияли не только на высокую идеологию, но и на массовую культуру, а значит, и на фольклор, - продолжает Сергей Неклюдов. - Старый фольклор доживает свой век в патриархальных деревнях, некоторые жанры практически вымерли. А кое-что прижилось в городе, например, неожиданно жизнеспособными оказались всевозможные магические заговоры.

- А что вообще входит в понятие "современный городской фольклор"?

- Песни, анекдоты, кричалки, уличные граффити, традиции, обычаи, быт горожан, которые даже не догадываются, что из всего этого складывается фольклор. Даже быт коммунальных квартир можно назвать фольклором. Здесь существуют свои, неписаные, законы - например, не стоит здороваться с соседом несколько раз на дню. Излишнюю вежливость сочтут признаком... невнимания и могут обидеться. Ну а шедевры коммунальной наскальной живописи достойны стать музейными экспонатами: "Просьба с 23 часов не мыться, не стирать, поскольку в комнате, прилегающей к ванной, не капитальная стена и потому слышен плеск воды при полоскании белья, стук тазом, а закрываемая задвижка звучит как выстрел в ночи..."

- Можно ли говорить о различии между, скажем, московским и питерским фольклором?

- Трудно говорить о чисто московском или чисто питерском фольклоре. Современный фольклор в связи с повышенной подвижностью человека, с повышенной активностью СМИ, интернетом не имеет шансов удержаться в каком-то отдельном месте. Он обязательно шагнет за пределы города, области. Более того, он шагнет за пределы той субкультуры, которая его породила. Те же блатные песни, которые сегодня распевает вся страна, - порождение крайне узкой и весьма закрытой, кстати сказать, среды. На самом деле в наш компьютерный век большинство текстов распространяется письменным путем и не имеет локальной прирученности. Возьмем те же анекдоты. Это немцы рассказывают анекдоты о швабах и баварцах, а болгары - о габровцах. У нас такого нет.

На самом деле, если уж речь зашла об анекдотах, то "московские анекдоты" все же существуют. Часть из них мы уж привели в начале. Из последних - более мирный: "Новый проект Лужкова "Венеция-2". По проекту предполагается организовать одностороннее движение сибирских рек по Садовому кольцу".

Маньяк по имени "Мосгаз"

В 60-70-х годах прошлого века у московской детворы была такая игра: подходишь сзади к кому-нибудь из друзей, хлопаешь его по спине и громко кричишь: "Мосгаз!" После чего начинаются обычные салочки. Мало кто из ребятни догадывался, откуда взялся загадочный "Мосгаз". Между тем в конце 60-х годов этого слова боялась вся Москва. Ведь именно сотрудником Мосгаза представлялся человек по фамилии Ионесян, один из первых широко известных серийных убийц, безжалостно убивавший стариков и детей, которые доверчиво открывали ему двери квартир. Разумеется, в "Мосгаз" играли только в Москве.

- Есть ли в московском фольклоре что-то характерное исключительно для столицы?

- Москва не имеет единой идеологической доминанты, единой культуры. Москвичи являются москвичами только для провинциалов. Москва - слишком большая, слишком разнородная, непрерывно меняющаяся. Никакая традиция не может удержаться на этом юру. Есть только те вещи, о которых я уже говорил, связанные с отдельными уголками города, чердаками, подвалами, памятниками, улочками. Есть мифология глубин. Таинственные переходы между Кремлем и Лубянкой, поиски библиотеки Ивана Грозного. Мифология метро, многочисленные байки диггеров. Есть мифология высоток. Бесконечные рассказы о том, что глубина подвалов МГУ равна его высоте. Кстати, если уж на то пошло, именно "вертикальность" отличает Москву от Петербурга, который выровнен как бы горизонтально. В Петербурге сложилось то, что культурологи и филологи называют "петербургским текстом", - это целый комплекс специфических мифологических и литературных образов. Попытки же составить "московский текст" неубедительны. Большой вклад в составление московского текста внес Булат Окуджава. Я долгие годы жил на Арбате, и, поверьте, ничего романтического в нем не было. Обыкновенная, довольно грязная улочка. Все эти окруженные поэтическими аллюзиями Арбат, Сивцев Вражек - все это появилось гораздо позже, когда начали ломать старую Москву. Но и песни Окуджавы в фольклор не перешли и остались явлением скорее литературным...
Комментарии
Прямой эфир