Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
25 апреля
2014 года

Все версии - в "черном ящике"

В четверг официального ответа о причинах крушения двух пассажирских самолетов не прозвучало. Версии катастрофы по-прежнему выдвигаются самые разные - от некачественного топлива до теракта, а также самые дикие и экзотические. Более ранние прогнозы о том, что кое-что прояснится из расшифровки "черных ящиков", вчера были опровергнуты. "Ящики" были признаны сильно поврежденными. Первые данные их расшифровки обещали выдать теперь не раньше начала следующей недели. Разница невелика. Однако конец этой недели - это до выборов президента Чечни. А начало следующей - это уже после них. Между тем любопытно, как вчера горем Левитиным - была как бы вскользь упомянута именно "чеченская версия"

В четверг официального ответа о причинах крушения двух пассажирских самолетов не прозвучало. Версии катастрофы по-прежнему выдвигаются самые разные - от некачественного топлива до теракта, а также самые дикие и экзотические. Более ранние прогнозы о том, что кое-что прояснится из расшифровки "черных ящиков", вчера были опровергнуты. "Ящики" (с обоих самолетов) были признаны сильно поврежденными. Первые данные их расшифровки обещали выдать теперь не раньше начала следующей недели. Разница невелика. Однако конец этой недели - это до выборов президента Чечни. А начало следующей - это уже после них. Между тем любопытно, как вчера впервые официальным представителем власти - главой комиссии по расследованию, министром транспорта Игорем Левитиным - была как бы вскользь упомянута именно "чеченская версия". Левитин заметил, что о судьбе одной пассажирки (Ту-154, разбившегося в Ростовской области) Джебирхановой не поинтересовался ни один родственник. Правда, он ошибочно назвал ее Джабраиловой.

Заявление представителей ФСБ об отсутствии следов взрывчатки на местах падения самолетов, прозвучавшее еще в среду днем, стало последней официальной информацией следственных органов о версиях двух катастроф. Темп расследования явно снижается. Весь день специалисты заявляли, что для окончательных выводов нужно проанализировать содержимое "черных ящиков". Все самописцы были найдены накануне на местах крушений и, как сообщалось сначала, находились в удовлетворительном состоянии. Однако, как заявил в четверг полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Яковлев, первичная расшифровка данных ощутимых результатов не дала. По его словам, они, черные ящики, вышли из строя еще до падения лайнеров. Позже источники, имеющие отношение к расследованию, эту информацию подтвердили, однако добавили, что повреждение пленки не исключает ее расшифровку, просто на это уйдет больше времени.

Между тем версии гибели самолетов можно подразделить на три большие подгруппы. Первая - террористический акт, вторая - неисправности самолетов в совокупности с "человеческим фактором". О третьей, самой фантастической, группе версий речь пойдет ниже.

Версия № 1. Теракт

В пользу теракта свидетельствует одновременность и быстротечность крушений, а также сигнал, поданный Ту-154 о захвате судна. Тот же Яковлев вчера заявил, что версия теракта на борту самолета - одна из основных. Левитин также сказал: "Кнопка "SOS" в Ту-154 была активирована". Правда, неизвестно, почему именно.

Между тем поспешность, с которой в среду пресс-центр ФСБ отмел версию теракта, многих склонила к мнению о непонятном замалчивании спецслужбами этой информации. Не вполне логичным в связи с такими заявлениями выглядело тотальное усиление мер безопасности во всех аэропортах, а также поспешное распоряжение президента перевести обеспечение безопасности в аэропортах под контроль МВД. Такие действия говорят о том, что власти держат в голове в качестве главной опасности именно террор.

Но зачем замалчивать теракт? Первая напрашивающаяся версия - на поверхности: ради спокойного проведения выборов в Чечне, назначенных на воскресенье. То, что никто в Кремле не хочет сейчас говорить о терроризме, доказывает и тот факт, что взрыв на автобусной остановке на Каширском шоссе вечером 24 августа, где взрывчатка была начинена шарами и гайками и никто не погиб только по чистой случайности, признали "хулиганством". Произошло это за три часа до падения двух самолетов. Хотя Левитин и подтвердил факт активации кнопки "SOS", голосового подтверждения от экипажа получено не было. Более детальных подробностей того, когда поступил сигнал SOS и сколько времени прошло с этого момента до катастрофы, не разглашают. По сведениям авиакомпании "Сибирь", этот промежуток составил несколько минут.

Как пояснил "Известиям" эксперт по авиабезопасности, для подачи условного радиосигнала у летчика есть специальная кнопка. Есть и ряд других возможностей - пилот может подавать различные сигналы: о захвате, о нештатных ситуациях на борту. Если при захвате нельзя воспользоваться одним способом, то можно оповестить о нем иначе - кодовым словом, отсутствием предполагаемой реакции на условную команду. Если земля получает такой знак, то посылается ответный сигнал - "подтвердите". Подтверждение определяется либо снижением высоты на несколько десятков метров, либо отклонением от курса, либо другими способами, описанными в инструкциях "для служебного пользования".

В версии теракта главный вопрос - как террористы или взрывные устройства с установленными на одно время таймерами попали на борт самолетов? Теоретически возможностей несколько: пассажир-камикадзе, проносящий взрывчатку в салон; сумка в багажном отделении; коммерческий груз в грузовом отсеке. Первые два случая менее вероятны - ручная кладь досматривается, то же самое, по заявлениям представителей аэропорта, происходит и с багажом. В то же время вчера в вечернем выпуске новостей НТВ было показано, как легко можно пронести взрывное безоболочное устройство на борт самолета, будучи не пойманным ни на одной из стадий проверки: приборы не реагируют на него, если рядом не "высвечивается", скажем, часовой механизм с проводами (их можно присоединить позже, в самолете). На грузовых терминалах, по свидетельству многих людей, сталкивавшихся с отправкой грузов, досмотр производится через два раза на третий. Причем лишних вопросов здесь никто не задает - скажешь, что в контейнере, например, запчасти, значит, запчасти.

Особняком стоят версии, связанные с причастностью техперсонала аэропорта к терактам. Если такое имело место, то возможностей для закладки взрывного устройства множество. Подложить брикет размером с кусок мыла может любой техник, а для того чтобы разрушить самолет, достаточно и 100 граммов - нужно только правильно выбрать место для крепления взрывчатки. Взрывчатка могла попасть и во время загрузки продовольствия - на досмотре контейнеров с едой у сотрудников службы безопасности глаз замыливается, и часто они ограничиваются лишь внешним осмотром.

Впрочем, пока, судя по высказываниям того же Левитина, следствие прорабатывает версию террористов-смертников.

- В настоящее время мы отрабатываем все возможные версии трагедии, в том числе и версию о том, что никто из родственников пассажирки Ту-154 Джабраиловой не стал ее искать, - заявил министр агентству Интерфакс вчера на месте падения Ту-154. Он скорее всего оговорился (чеченская фамилия Джабраилов часто бывает на слуху): на борту была пассажирка С. Джебирханова. Если следовать логике "национального вопроса", то можно предположить, что ФСБ также усиленно проверит и других пассажиров с кавказскими фамилиями. Их всего четыре. На Ту-154 это одна лишь Джебирханова. На Ту-134 трое: Асланов, Исмаилова, Нагаева. Нет никаких оснований предполагать, что эти люди как-то связаны с трагедией. Однако, к примеру, те же американцы после своего 11 сентября обращают повышенное внимание именно на мусульман, хотя никогда в таком пристрастии не признаются.

Версия № 2. Техника + человеческий фактор

Ошибку (одновременную!) экипажей самолетов исключают практически все специалисты. В кабинах обоих самолетов находились опытнейшие летчики. Даже если бы ошибки и имели место, то в таких случаях всегда остается время для связи с землей. А вот неисправность техники все же со счетов до конца не сбрасывают - источники, близкие к расследованию, намекают на возможность некоего человеческого фактора на земле.

Еще в среду осторожно озвучивались версии о некачественном топливе, однако, по заявлению пресс-секретаря аэропорта Игоря Тихомирова, топливо прошло все необходимые проверки и соответствовало всем стандартам качества. Тем не менее в этой связи можно вспомнить лужу керосина, обнаруженную на летном поле "Домодедово" за полчаса до старта сочинского рейса. Пожарные машины, заливавшие керосин водой, видели многие пассажиры, в том числе и корреспондент "Известий", вылетавший примерно в это же время в Улан-Удэ. Однако представители аэропорта сначала упорно отрицали сам факт происшествия, а вчера признали, что разлив был на некой дальней стоянке и к крушениям отношения не имеет. Представить, как может лужа керосина обрушить два самолета, действительно трудно. Пока этот факт остается лишь наблюдением. Другое наблюдение: в аэропорту, где в принципе возможен разлив топлива прямо под готовыми к отправке лайнерами (при том что этот факт сначала начисто утаивается), наверное, возможно и еще что-то.

Наконец, третье наблюдение. Двигатель одного из самолетов был разрушен по плоскости вращения одного из дисков турбины. Дело в том, что разрушение упомянутого диска высвобождает энергию, сопоставимую с взрывом. Лопнувший диск способен чуть ли не разрезать самолет - он летит со скоростью осколка бомбы и сметает все на своем пути. То, что такое произошло одновременно на двух бортах, практически невероятно. Как, собственно, крайне маловероятна вообще возможность двух одновременных фатальных неисправностей на разных самолетах. Тем не менее техническая версия рассматривается комиссией наряду с остальными.

Версия № 3. В порядке бреда: атака с земли

Третью группу версий представители властей называют полным бредом, тем не менее на авиационных форумах в интернете она уже активно обсуждается. Происхождение этой и других невероятных и "бредовых" версий объясняется более всего тем, что обыватели подозревают, что им что-то недоговаривают и тянут с оглашением некоей существенной информации. Соответственно рождается своя.

Так вот, согласно "бредовой" версии самолеты были сбиты силами ПВО после получения информации о захвате одного или двух воздушных судов. Сторонники этой версии предполагают, что после 11 сентября 2001 года во многих странах были разработаны инструкции, призванные не допустить повторения трагедии. Эти горячие головы предполагают, что было принято некое "волевое решение", оформленное в секретный приказ: сбивать захваченные самолеты, не дожидаясь, пока террористы успеют направить их на стратегические объекты. В случае с сочинским рейсом таких объектов, чисто теоретически, могло быть два - Волгодонская АЭС и президент Путин, отдыхавший в то время на Черноморском побережье. Впрочем, никаких серьезных фактических подтверждений таких предположений нет даже в интернете.

- Версия о том, что самолеты были сбиты, - чистой воды глупость, - заявил "Известиям" один из экспертов по противовоздушной обороне. - Таких версий мы сейчас слышим много. Кто-то сегодня даже сказал, что самолеты сбили белорусские ПВО, проводящие стрельбы на полигоне Ашулук в Астраханской области. Дескать, аналогично Ту-154, сбитому Украиной. Это же бред полный! Чтобы сбить вообще какой-либо самолет, нужна команда "сверху". И сбивают только нарушителей воздушного пространства, которые несут угрозу государству. Поставьте себя на место командира дивизиона, который несет боевое дежурство. Вы выполните приказ сбить, зная, что цель - гражданский самолет? Вряд ли. Теперь представим: один самолет сбит в Ростове, другой - в Туле. Надо уже минимум два командира дивизиона. Кроме того, если ракета взлетает, то ее обязательно засекают локаторы (добавим - и иностранные спутники-шпионы, как это было в свое время в случае с Украиной). В данном случае никаких ракет на локаторах не было.
Известия // четверг, 26 августа 2004 года

Все версии - в "черном ящике"

В четверг официального ответа о причинах крушения двух пассажирских самолетов не прозвучало. Версии катастрофы по-прежнему выдвигаются самые разные - от некачественного топлива до теракта, а также самые дикие и экзотические. Более ранние прогнозы о том, что кое-что прояснится из расшифровки "черных ящиков", вчера были опровергнуты. "Ящики" были признаны сильно поврежденными. Первые данные их расшифровки обещали выдать теперь не раньше начала следующей недели. Разница невелика. Однако конец этой недели - это до выборов президента Чечни. А начало следующей - это уже после них. Между тем любопытно, как вчера горем Левитиным - была как бы вскользь упомянута именно "чеченская версия"

скопируйте этот текст к себе в блог:

Читайте также:

реклама

Интервью

Алексей Саватюгин

экс-замминистра финансов

реклама