Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Зеленский поблагодарил сенат за одобрение законопроекта о помощи Украине
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в селе Абатском в Тюменской области поднялся за сутки на 149 см
Происшествия
В Ростовской области загорелся склад на площади 600 кв. м
Мир
Трамп указал на попытки демократов обвинить его в связях с Россией
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Мир
МИД Бразилии заявил о пропаже или гибели четырех наемников на Украине
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Общество
Авиакомпаниям рекомендовали высаживать людей при духоте в самолетах
Происшествия
Губернатор Смоленской области сообщил о пожарах на объектах ТЭК после атаки БПЛА

Перетряхивая архив...

Если пользоваться любимыми терминами самого Василия Аксенова, сборник "Зеница ока" кажется джазовой импровизацией на тему автора. Он позволяет поместить рассказ 1967 года о поездке двух молодых людей на Кавказ в контекст сегодняшних политических событий, прошлое совместить с настоящим. Какие-то моменты прошлого, фигуры уже ушедших друзей и знакомых проступают в этой книге удивительно отчетливо - Булат Окуджава, Алик Гинзбург, друзья ленинградской юности. Прошлое выглядит реальнее настоящего - наверное, из этого и вырастают мемуары.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Актуальные политические статьи, мемуарные очерки, зарисовки, старые рассказы, интервью, автобиографические заметки - иными словами, Василий Аксенов, оставшийся за пределами своих романов, своих художественных публикаций, открывается в этой книге. Получился своего рода "контекст писателя".

Разнотемье, разностилье, разножанровость сборника как будто предполагают свободу чтения, раскованность восприятия. Что-то читается более внимательно, что-то пролистывается, что-то пропускается вовсе (скажем, рассуждения об американском футболе и футболе европейском, о супруге президента Клинтона, об Олимпиаде и фигурном катании и прочее). Читатель волен выбирать, какой Аксенов ему интересен, а главное - от какого Аксенова к какому переходить.

Если пользоваться любимыми терминами самого Василия Павловича, сборник кажется джазовой импровизацией на тему автора. Он позволяет поместить рассказ 1967 года о поездке двух молодых людей на Кавказ в контекст сегодняшних (или совсем недавних) политических событий, прошлое совместить с настоящим, американские впечатления - с восприятием российских реалий, "Зеницу ока" - с "Голубым глазом". Ведь, как признается Аксенов, "Зеница ока" - это переписанный спустя 45 лет рассказ "Голубой глаз" (впечатления от встречи с вернувшимся из ссылки отцом), который тогда так и не удалось опубликовать. Голубой глаз - искусственный стеклянный глаз, который десятилетний мальчик находит в глубине сундука, хранящего семейные реликвии. Спустя годы он видит искусственный глаз у вернувшегося из ссылки отца. "Иногда мне кажется, что этот незрячий глаз давал мне какое-то удивительное зрение, - проговорил он с некоторой дрожью в голосе. - В те давние времена, когда мы все были вместе, мне казалось, что он помогает мне видеть будущее, а сейчас этот неотличимый дубликат будто бы освещает давно забытое, задавленное мною самим прошлое".

Наверное, в этом смысл всего сборника и состоит. Несмотря на жанровый и тематический хаос, если не прошлое вообще, то какие-то моменты и эпизоды прошлого, фигуры уже ушедших друзей и знакомых проступают в этой книге удивительно отчетливо - Булат Окуджава, Алик Гинзбург, друзья ленинградской юности. Прошлое выглядит реальнее настоящего - наверное, из этого и вырастают мемуары. И мемуарные (автобиографические) очерки (скажем, история трех аксеновских пальто) явно выделяются в книге. Едва ли не лучшие страницы в ней посвящены Юрию Казакову. Аксенов пишет о нем и его рассказах как внимательный и бережный читатель, так что кажется, казаковский дар передавать все оттенки ощутимого, пахнущего, разноликого живого мира свидетельствует сам о себе, и сам Юрий Казаков в житейских мелочах и подробностях, лишь оттеняющих его талант, возникает перед читателем.

Забавно, искусственный глаз вполне может быть проницательным, вполне может оказаться "зеницей ока".

Василий Аксенов. Зеница ока. - М.: Вагриус, 2005
Комментарии
Прямой эфир