Новости, деловые новости - Известия
Четверг,
18 декабря
2014 года

Почтовый лохотрон

Распространенную на Западе систему изъятия средств освоили российские компании почтовой торговли. Вступая в переписку с юридически неискушенными людьми, они навязывают им ненужные товары по значительно завышенным ценам. Чтобы заинтересовать "покупателей", они объявляют их победителями некой лотереи, обещая выигрыш в несколько десятков тысяч рублей. Попасться на удочку этих компаний может любой - достаточно разгадать кроссворд или заказать по почте средство для снижения веса. Сделав это однажды, человек становится мишенью для более чем двух десятков фирм, которые объединились в гильдию "Торговля по почте" и обмениваются адресами клиентов

Юристы утверждают, что судебное преследование таких компаний бесполезно, причем в России используется только часть схем, благодаря которым, к примеру, в США, предприимчивые дельцы из кошельков американцев выкачивают миллионы долларов.

"Хотела похудеть и разбогатеть"

Жительница Липецка Елена Ушакова в одной из газет наткнулась на объявление об эффективном средстве для похудения, которое можно выписать почтой. В объявлении говорилось, что первую посылку фирма "Русбьюти" высылает бесплатно. Консультация по похудению тоже бесплатная. Нужно было только заполнить анкету, которая прилагалась к объявлению, и отправить ее на почтовый ящик "Москва а/я 111394 "Клиника здоровья".

- Приблизительно через месяц мне прислали красивый конверт с надписью "Конфиденциально", с каталогом товаров и письмом внутри, - рассказывает "Известиям" Елена Ушакова. - Из него я узнала, что мои данные изучили. Мне рекомендовали капсулы "Дераслим", 500 рублей за курс. Для меня это не маленькие деньги. Но не успела я как следует подумать, как следом приходит поздравление с выигрышем 200 000 рублей. Оказывается, я стала победительницей бесплатной лотереи, проведенной среди их заказчиков.

По условиям этой лотереи, разъясняли в письме, победитель должен выбрать из каталога товаров на сумму не менее 1000 рублей. Елена Ушакова перевела деньги на указанный счет в банке, не придав значения тому, что он, судя по адресу, находился не в Москве, а в Твери. Через некоторое время женщина получила посылку с упаковкой "Дераслима". Оказалось, что это пищевая биологически активная добавка (БАД), которыми по значительно более низким ценам забиты все липецкие аптеки. В описании на упаковке не было ни слова о том, что эта биодобавка хоть как-то способствует избавлению от лишних килограммов.

Придя домой, расстроенная женщина извлекла из почтового ящика еще один красочный конверт. Та же фирма "Русбьюти" с радостью сообщала Ушаковой о ее победе во втором туре лотереи. Теперь сумма выигрыша была уже 350 000 рублей. В письме интересовались, когда она сможет вылететь в Москву для получения приза. И сообщали, что если это произойдет ровно через месяц в субботу, то выигрыш ей вручит лично директор фирмы Эрик Аллан, который специально для этого также прибудет в Москву. Раньше, к сожалению, у него этого не получится, поясняли в письме. Он, дескать, очень занятой человек и большую часть времени проводит за границей. К письму прилагалась страничка из дневника Эрика Аллана. В понедельник у него пробежка, во вторник он летит в Лондон, в среду - в Париж встречаться с каким-то Жаном.

- Вот тут-то меня взяло сомнение, - делится с "Известиями"  Елена Ушакова. - Во-первых, для получения очередного приза опять предлагалось сделать заказ товаров, на этот раз на 1500 рублей. А во-вторых, когда я внимательно присмотрелась к страничке дневника директора, на обратной стороне на темно-зеленом фоне, буквами, которые можно увидеть только через лупу, увидела, что оказывается я не единственная претендентка на главный приз, а только в ряду счастливчиков. Я поняла, что это жулики, и решила с ними больше не связываться.

Однако, по словам женщины, ей до сих пор приходят "конфиденциальные" письма с поздравлениями по поводу выигрыша в очередной лотерее и каталоги товаров. Причем не только от компании "Русбьюти", но и от фирм "Покупки на дом", "Книжный сезон" и многих других. Елена Ушакова недоумевает: откуда все они узнали ее адрес?

Миллион за разгаданный кроссворд

Стать мишенью компаний почтовой торговли можно не только однажды заказав какой-нибудь товар. Для 77-летней пенсионерки Марии Игнатьевой из Ульяновска все началось с покупки газеты с призовым кроссвордом. Разгадав, она послала его по адресу: Москва, 111394 а/я ООО "Книжный сезон".

- Через две недели мне пришло письмо - я стала победительницей и выиграла 125 тысяч рублей, - вспоминает Мария Игнатьева. -    Однако, чтобы получить приз, я должна была заказать книг по их каталогу как минимум на 500 рублей.

Женщина выбрала 4 книги и перечислила деньги. Получив через две недели посылку, Мария ахнула от удивления. Внутри были "Самоучитель работы на компьютере", "Мужчина - хозяин в доме", "Лечебные растения" и "Медицинский справочник". Ни одной из этих книг Мария не заказывала.

Второе письмо с уведомлением о победе во втором туре конкурса и выигрыше уже 300 тысяч рублей не заставило себя долго ждать. Теперь требовалось выписать книг на 800 рублей. Пенсионерка втайне от своей семьи перечислила и эти деньги. Прожив в мучительном ожидании еще две недели, вместо посылки она получила новое письмо.

- Меня так обрадовали - я кандидат на приз в 500 тысяч рублей, - делится с корреспондентом "Известий" Мария Игнатьева, - но чтобы подтвердить свой выигрыш, я должна была заказать товаров на 1000 рублей. Я не успела этого сделать, моя дочь запретила мне выписывать книги почтой, заявив, что это обман.

- Эти книги были нам совершенно не нужны, - рассказала "Известиям" дочь Игнатьевой Ольга, - они были на серой бумаге в плохом переплете. В ульяновских магазинах их можно найти за 30-40 рублей. Но самое странное, что после первого маминого заказа на нас обрушился буквально шквал аналогичных писем и от других фирм.

По словам Ольги Игнатьевой, это были "Русбьюти", "Покупки на дом", "Клиника здоровья" и другие. Все они навязывали свой товар явно по завышенным ценам и это были вовсе не книги. К примеру, китайский колокольчик, цена которому не больше 30 рублей, они предлагали купить почти за 400. Как и в первом случае, деньги нужно было переводить на счета в тверском банке. 

- Все поздравительные письма, адресованные маме, были напечатаны  крупным шрифтом, - продолжает Ольга Игнатьева, - а сноска о том, что она не единственный претендент на денежный выигрыш, была набрана мелко-мелко, мама вообще не смогла прочитать эту строчку. Люди, придумавшие это, делали ставку на пенсионеров, которые эту сноску во внимание не примут.

Несмотря на строгие увещевания дочери, Мария Игнатьева с идеей выиграть "большие" деньги не рассталась. Как рассказала ее дочь, на днях она тайно пошла на почту и "выписала" вазу стоимостью 500 рублей. При этом на вещевом рынке она стоит 200 рублей.

"У нас общая база данных"

Как выяснили "Известия", ООО "Русбьюти", возглавляемое неким французом Эриком Алланом, существует не виртуально и имеет не только почтовый ящик, но и юридический адрес: Москва, Сущевский вал, д. 9 стр. 1. Компания сбывает не только французские биодобавки, но и бижутерию. Из-за жуткой занятости господина Аллана  ("пробежка по утрам, поездка в Лондон, встреча с Жаном в Париже") поговорить с ним не удалось. Однако на интересующие нас вопросы ответила некая Ксения, которая наотрез отказалась назвать свою фамилию.

- Эти письма носят рекламно-информационный характер, - поясняет она. - Если просмотреть их бегло, то создается впечатление, что господин Аллан приедет и лично вручит приз победителю. Но когда читаешь внимательней, то становится все понятно.

Как выяснилось, клиентам фирмы следует обязательно обращать внимание на сноски на обратной стороне послания. Тогда становится понятно, что это не поздравление с выигрышем, а предложение на участие в маркетинговой акции.

Ксения откровенно призналась, что такая витиеватость изложения является суровой необходимостью, поскольку их задача -  заинтересовать покупателя. Мол, изложи все прямым русским языком, и тебя пошлют на том же русском. Вот и приходится идти на такие лингвистические ухищрения, чтобы клиент покупал товар независимо от того, нужен он ему или нет. А по поводу того, что попавшего на удочку клиента начинают бомбардировать другие компании, то здесь все просто.

- С фирмой "Покупки на дом" мы сотрудничаем, поскольку состоим в одной гильдии "Торговля по почте", - поясняет Ксения. - Кроме того, мы сотрудничаем еще с 20 аналогичными компаниями. У нас заключены договора, обязывающие нас вкладывать в посылки рекламные предложения от них, а они вкладывают наши каталоги. Адрес клиента, сделавшего у кого-либо из гильдии заказ, становится всеобщим достоянием. Ведь у нас общая база данных.  

"Привлечь их к ответственности не за что"

Как оказалось, навязывание ненужного товара в обмен на крупный приз - на сегодняшний день приняло угрожающий размах. Особенно в российской глубинке. Любопытно, что чем дальше от Москвы, тем большие суммы предлагаются россиянам за баночку биодобавок или книгу на серой бумаге. Интернет забит гневными посланиями в адрес вышеназванных компаний. Из называют лохотронщиками, жуликами, мошенниками. Звучат праведные призывы объединиться и покончить с ними в судебном порядке.

- Однако это не так просто, - говорит "Известиям" московский адвокат Петр Домбровицкий, - потому что как такового мошенничества здесь не наблюдается. Пусть и мелкими буквами, но компании все-таки информируют, что клиент не единственный претендент на приз. Так что привлечь их к ответственности не за что. Обещанный товар все-таки присылается.

Со слов юриста выходит, что привлечь такие компании к суду можно только в том случае, если вместо фирменной вещи, заявленной в каталоге, пришлют, к примеру, китайскую подделку. Что касается обещаний приза, то это - из категории недобросовестной рекламы. За это не сажают.

В Обществе защиты прав потребителей считают, что положить конец такой почтовой торговле все-таки можно.

- Эти почтовые компании вводят потребителя в заблуждение, а следовательно, являются аферистами, - заявил "Известиям" замначальника юридического отдела Общероссийского общества движения в защиту прав потребителей Владимир Тур. - Совершенно напрасно люди не обращаются к нам, у нас нет пока ни одной жалобы. Если бы пострадавшие принесли все письма и договора, которые они получали от этих компаний, мы бы направили материалы в суд. Мы надеемся, что компании, продвигающие такими методами свой товар, будут оштрафованы.

Однако клиенты подобных компаний не спешат инициировать их преследование. Возможно, из-за того, что потерянные ими суммы невелики. Или просто потому, что не хотят признаваться в том, что попались на удочку весьма нехитрой комбинации.

Пять признаков того, что вас "разводят"

1. Если вам сообщают о крупном выигрыше, но при этом настойчиво навязывают товар

2. Если предлагаемый товар можно купить в любом магазине, но за меньшие деньги

3. Если в газетном объявлении вместо адреса фирмы указывается только номер почтового ящика

4. Если часть текста письма набрана мелким шрифтом и почти сливается с цветом бумаги. 

5. Если делается акцент на то, что фирма иностранная и очень известная, но лично вам ее название ни о чем не говорит

Александр Андрюхин

Призовое письмо стало письмом смерти

Попытки выудить у доверчивых людей немного денег могут закончиться весьма плачевно. Жительница Ярославля пенсионерка Алла Подмурная рассказала случай, когда из-за призового письма умер человек. Два года назад в свой день рождения она получила письмо из Москвы. Неизвестный автор поздравил ее и сообщил, что дата ее рождения совпала с цифрами лотереи их торговой компании, а стало быть, она является обладателем призового фонда в 300 тысяч рублей. Чтобы получить деньги, в Москву по указанному адресу нужно отослать 439 рублей. Алла обрадовалась, но на празднование пришел ее брат и рассказал, что такие же письма получали и жильцы из его дома и что все это просто афера. Алла Васильевна стойко перенесла его слова, однако несколько дней спустя точно такое же письмо с выигрышем 500 тысяч рублей получила ее соседка. Пожилая женщина так разволновалась, что умерла от инфаркта. С этой новостью Алла Подмурная пришла на "Городский Телеканал", где много плакала и говорила, что у московских мошенников есть помощники в Ярославле. Иначе откуда у них адреса и данные ярославских стариков?

В США почтовое мошенничество - одно из самых распространенных видов преступлений

После краж личных данных, организации незаконных интернет-аукционов и веб-лотерей почтовое мошенничество в США занимает "почетное" третье место. Вот некоторые виды почтового мошенничества, особенно "популярные" в Америке.

"Письма-цепочки". В присланном письме вас обещают сделать "баснословно богатым человеком". Для этого надо послать пять долларов первому из прилагаемого списка имен и адресов.  Отправители обещают, что однажды и вы окажетесь первым в списке и получите "много тысяч долларов".

"Неожиданный приз". Даже если вы никогда не участвовали в конкурсах и лотереях, однажды вам может прийти открытка с поздравлениями по поводу выигрыша и предложением выбрать приз. Чаще всего предлагают автомобиль или цветной телевизор. Однако вам нужно заплатить за доставку приза. Житель города Сан Матео (штат Калифорния) выплатил 398 долларов за перевозку модели "Понтиак" 88-го года. Ни машины, ни своих денег он не увидел. Правда, иногда призы все-таки доходят до получателей. Так, обещанная в письме "супермашина" на деле оказалась газонокосилкой.

"Иностранная лотерея". Вам присылают брошюру о канадской или австралийской лотерее. Необходимо отправить деньги по определенному адресу, взамен обещают лотерейные билеты. Это уловка для тех, кто не знает законов США: иностранные лотереи по почте запрещены. Мошенники могут находиться как в указанной стране, так и в самой Америке. 

"Вам письмо из правительства". В вашем почтовом ящике лежит коричневый конверт. На нем - название госорганизации, ее печать и пометка: "открыть немедленно". Внутри - просьба пожертвовать деньги на какой-то проект, цели которого неясно сформулированы. 

На одном из таких писем стояла печать FBI (ФБР - Федеральное бюро расследований). Позднее выяснилось, что отправители действительно работали именно в этой организации. Только расшифровывалось ее название по-другому: Fountains Bureau of Invitations (Бюро приглашений  "Фонтаны").

"Вы выиграли путевку на Багамы", - читаете вы в письме, которое нашли в своем почтовом ящике. Но для того чтобы воспользоваться неожиданной возможностью, нужно вступить в туристический клуб. Членский взнос - 200-300 долларов. Уплатив нужную сумму, вы начинаете составлять план поездки. "Туроператор" предлагает самое неудобное время, неудобную гостиницу. Изменения графика - только за дополнительную плату. Но когда все споры наконец улажены, "туроператор" вдруг перестает отвечать на звонки.

Надежда Попова
Известия // вторник, 14 февраля 2006 года

Почтовый лохотрон

Распространенную на Западе систему изъятия средств освоили российские компании почтовой торговли. Вступая в переписку с юридически неискушенными людьми, они навязывают им ненужные товары по значительно завышенным ценам. Чтобы заинтересовать "покупателей", они объявляют их победителями некой лотереи, обещая выигрыш в несколько десятков тысяч рублей. Попасться на удочку этих компаний может любой - достаточно разгадать кроссворд или заказать по почте средство для снижения веса. Сделав это однажды, человек становится мишенью для более чем двух десятков фирм, которые объединились в гильдию "Торговля по почте" и обмениваются адресами клиентов

скопируйте этот текст к себе в блог:

Читайте также:

реклама
реклама