Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Депутат рады сообщил о переезде блогера Шария из Испании в Великобританию
Общество
Соучастника убийства москвички задержали спустя 29 лет в ДНР
Происшествия
Пенсионерка в Москве перевела телефонным мошенникам 25 млн рублей
Экономика
В ГД внесен законопроект о продлении помощи многодетным в погашении ипотеки
Мир
Белый дом сообщил о нахождении части оружия для Украины в Польше
Общество
Источник сообщил, что показания на Стригункову дал экс-замглавы минздрава Подмосковья
Общество
В Госдуме предупредили о новой схеме мошенников к 9 Мая для обмана пенсионеров
Общество
Российские врачи спасли проглотившую 56 магнитных шариков девочку
Политика
В Госдуме объяснили попытку атаки на Белоруссию
Общество
СКР попросил заочного арестовать блогера Камикадзе Ди за фейки о ВС РФ
Мир
Столтенберг признал невыполнение странами НАТО данных Украине обещаний о помощи
Мир
Канада ввела санкции против главы минобороны Ирана и генштаба страны
Общество
Путин поручил обеспечить проектирование скоростной автодороги от М-4 «Дон» до Сочи
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Мир
В парламенте ФРГ указали на негативный для страны эффект от санкций против РФ
Происшествия
Мужчина и беременная двойней женщина пострадали в пьяном ДТП в Москве

Художник Хихус: "Комиксы рисуют фрики. Это болезнь"

Накануне фестиваля обозреватель "Известий" Наталья Кочеткова встретилась с его организатором и идеологом арт-студии "Люди мертвой рыбы" Хихусом и выяснила, чем русская рисованная история отличается от американского комикса, французской bande dessinee и японской манги и почему некоторые посетители фестиваля вызывают милицию.
0
Организатор и вдохновитель фестиваля комиксов Хихус
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Накануне фестиваля обозреватель "Известий" Наталья Кочеткова встретилась с его организатором и идеологом арт-студии "Люди мертвой рыбы" Хихусом и выяснила, чем русская рисованная история отличается от американского комикса, французской bande dessinee и японской манги и почему некоторые посетители фестиваля вызывают милицию.

"Пиф", лубок и "Огонек"

вопрос: Когда я была маленькой девочкой, то покупала журнал "Пиф"...

ответ: Да, "Пиф" принадлежал французской компартии и был журналом, который разрешалось привозить в Советский Союз.

в: Это с него комиксы в России начались?

о: Началось все с наскальной живописи, которая не что иное, как история, рассказанная в картинках. И жития святых рисовались как комиксы - истории, поделенные на квадратики, которые нужно было читать слева направо. У них даже были облачка с текстом, вылетающие изо рта, - мы их называем баблами.

Но русские не удержались и придумали свои комиксы, которые назывались "лубок". Авторы лубков отказались от деления на квадратики. Читать нужно было от самого крупного центрального изображения и далее по часовой стрелке от верхнего левого угла. У Маяковского агитационные плакаты выглядели как комикс-стрипы, истории из 4 картинок. И "Огонек" начинался как журнал рисованных приложений: скажем, был целиком рисованный номер про купца, который пришел на народную ярмарку.

Но потом комиксы сочли происками ЦРУ, растлевающими молодежь, и оставили только рисованные истории для самых маленьких в журналах "Мурзилка" и "Веселые картинки". При этом сенатор Маккарти сжигал на кострах комиксы с криками, что это - происки КГБ.

в: Что в комиксе важнее - текст или рисунок?

о: Ничто не должно доминировать. Комикс заставляет напрягать оба полушария: одновременно нужно читать текст и смотреть на картинки, что взрослому человеку непросто. Даже я часто ловлю себя на том, что сначала насквозь прочитываю историю, а затем возвращаюсь к началу и рассматриваю картинки...

Есть комикс от художника и комикс от литератора. Типичный комикс от литератора - знаменитейшая серия Нейла Геймана "Sandman". Он пишет сценарии, подробно расписывая, кто где должен стоять, даже иногда рисует "огурцы" - ручки, ножки, огуречик... После чего художник рисует то, что придумал Гейман.

Комикс от художника - это когда Костя Комардин, один из наших ведущих комиксистов, приходит и говорит: "У меня офигенная идея - недалекое будущее, метро живет своей жизнью, и всех, кто остался там после закрытия, ловит и превращает в роботов-уборщиков. И двое детей туда полезли. Я вижу кучу картинок. А ты теперь - давай, придумывай сценарий".

Как появилась "желтая пресса"

в: Комикс придумали американцы. Зачем это им?

о: Все началось в 1896 году, когда газета The World начала публиковать рисованные истории про Yellow Kid - маленького хулиганистого мальчика непонятной наружности. Это неожиданно принесло газете бешеный рост тиражей, за эти истории схватились сразу два могущественных газетных концерна. Был жуткий скандал с подкупами, шантажом, именно тогда возникло выражение "желтая пресса". Потом появились различные суперменские истории для подростков...

В Японии "волшебные фонарщики" показывали истории в картинках, которые проецировали на стенку. После войны американцы привезли Диснея, и они стали копировать понравившиеся им огромные глаза героев. Так получилась японская манга. Ее читают справа налево, причем не только в Японии, но и во всем мире: открываешь книжку, на первой странице написано "Конец".

Самое важное отличие манги - она четко дифференцирована, для кого это рисуется. Японский супермаркет, где продается манга, - это 7 этажей, разделенных на отделы: для мальчиков, для девочек, для взрослых. Как ни странно, в эротической манге для девочек сплошняком гей-истории про волооких длинноволосых мальчиков. Почему-то девочек это страшно увлекает.

Манга - это новые истории еженедельно. Ведущий автор рисует героев первого плана, а помощники - героев второго плана. Модно покупать огромные буки: рисуя Токио такого-то года, берешь уже отрисованные задники с планами Токио именно этого года. У них круто не пользоваться компьютером, а бритвой вырезать и вклеивать картинки.

И, наконец, манера повествования. Во французской bande dessinee на первой картинке она может говорить ему в кафе: "Ну что, пошли ко мне?" На второй - уже утро, смятая постель: "Дорогой, ты предпочитаешь кофе со сливками или без?" Японцы этого не поймут. В манге парочка расплатится в ресторане, поймает такси, приедет домой, будет хотя бы пара картинок, что у них был секс. Нельзя озадачивать читателя - был секс или нет? А то больше не купят.

в: Что еще характерно для bande dessinee?

о: Это авторские альбомы, которые выходят раза два в год. Помощники - mauvais ton, соавторы - пожалуйста. Тут реалистичный рисунок, изящный сюжет. Но альбомы - минимум 20 евро.

А вот это не смешно

в: Чем все это отличается от российских рисованных историй или ристорий, как вы их называете?

о: Это слово Петрушевская придумала. Русская рисованная история пока в процессе становления, но уже понятно, что у нас, например, больше коротких и забавных историй, что текст доминирует над рисунком. Это вообще свойственно русской культуре - не как, а о чем...

в: А для кого вы делаете свои ристории?

о: Наш основной заказчик - журналы. А им не нужны истории на 600 страниц, максимум - на 2 страницы. Потом, часто требуют чего-то смешного, а нам далеко не всегда этого хочется.

в: Но ведь комикс начинался именно как смешная история.

о: Не всегда. Например, Гюстав Доре, известный как иллюстратор Библии, нарисовал в свое время комикс про Крымскую войну. Он назывался "Святая Русь" и изобличал зверства русских с такой силой, что даже у него на родине признали, что это чересчур, и спалили этот комикс на костре.

Люди, которые рисуют комиксы, - это всегда фрики. Это некая болезнь: тебе просто недостаточно одной картинки, чтобы рассказать историю. Вообще это не лучший способ зарабатывать себе на жизнь. Во всем мире комиксисты рисуют картины, иллюстрации, рекламу.

Свиньи, драмы и конфликты

в: Чем вы руководствуетесь, отбирая участников фестиваля?

о: У нас открытый конкурс. Стараемся отобрать как можно больше законченных историй, но больше 4 страниц от каждого автора рассматривать не можем. Главное - сама история должна быть интересной и хорошо рассказанной. Как в кино. В прошлом году "Курочка Ряба", нарисованная в стиле супрематизм, вызвала всеобщий восторг.

в: Чем похвастаетесь в этом году?

о: Молодой француз Томми Редольфи нарисовал фантастически красивый альбом по "Невскому проспекту" Гоголя. Я увидел во Франции на фестивале другой его альбом, позвал к нам. Он тут же согласился, сказал, что только что был в Питере. Три месяца рисовал эскизы с натуры - для одного альбома...

Будет абсолютно шизовая тетка Шанталь Монтелье. Она много лет преподает анимацию и bande dessinee, в прошлом лидер французских лесбиянок. Сейчас в связи с возрастом немножко поостыла. Ее альбом называется "Чернобыль, любовь моя", там всякие мутанты с членами во лбу бегают за юными девами.

Будет экспериментальная японская манга про роботов-девочек, нарисованная в стиле американского PinUp 50-х годов. Будут очень забавные финны - один из самых забавных стрипов про женщину, которая живет с поросенком, называется "Вагнер"... Кстати, использование животных в комиксах заставило многих в Европе и Америке относиться к ним как к серьезному искусству.

в: Каким образом?

о: Человек по имени Арт Шпигельман нарисовал комикс "Маус", в котором рассказывалась история Холокоста. Евреи были в виде мышек, нацисты - кошек, а поляки - свиней. Это вызвало невероятный скандал. Но потом решили, что тогда нужно сжечь и Эзопа с Лафонтеном.

в: А у вас скандалы случались?

о: История про кролика, которого облизывают 30 крольчих, так потрясла мамаш, что они вызвали милицию.

в: А фестиваль вообще на кого рассчитан?

о: На всех. В этом году кинорежиссер Александр Митта будет вести у нас мастер-класс "Развитие драмы и конфликта в рисованных историях". С этого года мы будем давать премию имени Наташи Монастыревой: одному автору будет предоставлена возможность издать книжку, деньги с продажи вернутся обратно в фонд, в следующем году на них будет издана другая книжка.

А 5 мая у нас - детский день. Рисунки, которые могут не понравиться мамам, мы прикроем тряпочками.

Комментарии
Прямой эфир