Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ нанесли удары по объектам ВСУ на правом берегу Днепра
Общество
В России дефицит водителей грузовиков достиг 25%
Культура
90-летний Зураб Церетели написал картину на открытии собственной выставки
Происшествия
Вулкан Эбеко на Курилах выбросил пепел на высоту 3 км
Здоровье
Врач заявила о пользе зелени для снижения давления
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали об освобождении Ласточкино в ДНР
Общество
В России не хватает вакцин от инфекционных заболеваний для собак и кошек
Недвижимость
Цены на аренду элитной недвижимости в Москве рекордно выросли
Общество
Синоптики спрогнозировали потепление до +22 градусов в Москве 25 апреля
Мир
Bloomberg узнало о желании Франции ввести новые антироссийские санкции
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Мир
В Париже допустили присутствие французских агентов в ВСУ с начала СВО
Происшествия
В Тюменской области сотрудники МЧС России предотвратили прорыв дамбы
Общество
Вильфанд спрогнозировал июньскую погоду в Москве в ближайшие дни
Армия
В России создают серию плавучих дронов для подрыва мостов
Мир
Посол Антонов назвал ложью обещания Киева не применять ATACMS по территории РФ

Возле Кремля обнаружены расстрельные подвалы НКВД?

В подвале Шереметьевского подворья (Никольская улица, 8) строители, реконструирующие здание, обнаружили останки 34 человек и пистолет. С утра представители ГУВД Москвы заявили, что скорее всего останки принадлежат людям, умершим в первой половине XX века.
0
Во время "великого террора" 1937-38 годов практически весь квартал вокруг подворья находился в ведении НКВД (фото Глеб Щелкунов)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В подвале Шереметьевского подворья (Никольская улица, 8) строители, реконструирующие здание, обнаружили останки 34 человек и пистолет. С утра представители ГУВД Москвы заявили, что скорее всего останки принадлежат людям, умершим в первой половине XX века. А судя по характерным отверстиям в черепах, обнаружена одна из так называемых расстрельных комнат НКВД, где в середине 1930-х годов расстреливали репрессированных.

Во время "великого террора" 1937-38 годов практически весь квартал вокруг подворья находился в ведении НКВД. По данным председателя историко-просветительского общества "Мемориал" Арсения Рогинского, в доме N 8 по Никольской улице, где были обнаружены кости, располагался в те годы политотдел спецвойск НКВД. В здании наискосок через улицу (в доме N 23) находилась Военная коллегия Верховного суда СССР, где выносились приговоры "врагам народа". Главный центр террора - здание НКВД на Лубянке - от Шереметьевского подворья отделяет несколько сот метров. Сохранились свидетельства, что Военная коллегия и здание на Лубянке были соединены тоннелем, для того чтобы обеспечить бесперебойный поток "врагов народа" от места "следствия" до места "суда".

- Военная коллегия - это орган, который выносил приговоры политической, хозяйственной, экономической и научной элите страны, - рассказал "Известиям" Арсений Рогинский. - Только в 1937-38 годах она вынесла более 40 тысяч приговоров, из них около 35 тысяч расстрельных. "Следствие" велось без адвокатов, и решение принималось, как правило, в течение 5-10 минут - приговор был известен заранее, так как на бумагах, сопровождающих репрессированных, уже стояли подписи Сталина, Молотова или Кагановича. Дольше всего - 20 минут судьи слушали, наверное, только приговоренного к высшей мере бывшего руководителя НКВД Ежова. В остальном их работа была поставлена на поток - в день "судьи" могли рассматривать более 100 дел.

Слухи, что приговоры приводились в исполнение где-то в центре, ходили по Москве давно.

- Теперь мы получили их подтверждение, - уверен Арсений Рогинский. - Подобное месторасположение захоронения характерно для тех лет: в провинции известно несколько случаев, когда расстрелянных хоронили прямо во дворе или в подвале суда или НКВД. Вполне логично, что московские чекисты для расстрельной комнаты облюбовали подвал соседнего дома.

На приговорах, подписанных председателем Военной коллегии Верховного суда Ульрихом, нередко стояла энергичная приписка "Приговор исполнить немедленно".

- Это означало, что человека должны были расстрелять в тот же день. В крайнем случае - в течение 2-3 дней, - рассказал "Известиям" научный сотрудник "Мемориала" Леонид Новак. - Не исключено, что часть этих приговоров приводилась в исполнение прямо на месте или в соседнем здании.

Впрочем, историки "Мемориала" не исключают версию, что расстрелянные - это жертвы не времен "великого террора", а самых первых месяцев Великой Отечественной войны. Известно, что, когда немцы наступали на Москву, в городе происходили массовые расстрелы политзаключенных, которых не успевали вывезти на восток страны, и москвичей, нарушивших комендантский час.

Неожиданная находка в нескольких сотнях метров от Кремля историков не удивила - места захоронений всегда были гостайной.

- В Москве подтверждены архивными документами всего пять мест массовых захоронений, - продолжает Леонид Новак. - В 1921-1926 годах расстрелянных хоронили на кладбище Яузской больницы (до революции больницы для бедных), подведомственной ОГПУ-НКВД. В 1926-1935 годах расстрелянных закапывали на Ваганьковском кладбище. С 1934 до 1950-х годов - кремировали в Московском (Донском) крематории. В 1937-1938 годах местами массовых расстрелов и захоронений стали две специально выделенные НКВД территории (так называемые зоны) в Подмосковье - в поселке Бутово и вблизи совхоза "Коммунарка". Кроме того, несколько лет назад кости расстрелянных были найдены в подвале старого здания Верховного суда СССР на Поварской улице. Но до сих пор ни одно из указанных мест массовых захоронений не исследовалось, перезахоронения останков погибших не проводились. На пяти официально признанных местах захоронений стоят где крест, где камень, где плита, но установлены они отнюдь не государством. На местах захоронений в Бутове и вблизи "Коммунарки" их поставила Московская патриархия, в ведение которой были переданы эти земли. В других местах увековечили память общественники. Государство пока в покаянных мероприятиях не участвует.

Звонок от неизвестного

Когда материал уже был готов к печати, в редакцию позвонил мужчина, который сообщил, что своими глазами видел останки в подвале Шереметьевского подворья и никаких пулевых отверстий в черепах там нет.

- Если даже это и расстрельные комнаты, о которых все сейчас говорят, то стреляли не в затылок, - уверен он. - Пистолет действительно был, но не факт, что его не оставили там позже или раньше. Одни кости очень старые, черные, другие - поновее, если можно так сказать. Останки лежат группами. То есть, судя по всему, их хоронили не единовременно, а с какими-то промежутками. Думаю, здесь скорее правы следователи прокуратуры, которые считают, что в подвале могли быть захоронены жертвы инфекции.

Сильно информированный мужчина представиться не захотел, сообщив лишь, что он один из специалистов, принимающих участие в реконструкции здания.

Слова бдительного читателя "Известий" ближе к вечеру подтвердил руководитель следственного отдела по Тверскому району Москвы следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Москве Сергей Балучевский. Он заявил ИТАР-ТАСС, что в связи с находкой "назначена судебно-медицинская экспертиза, которая в первую очередь должна установить время смерти людей. По предварительным оценкам, смерть могла наступить от нескольких десятилетий до 1-2 веков назад. При этом никаких вещей, обуви, других предметов, которые могли им принадлежать, остатков гробов не обнаружено. Был найден лишь пистолет - бельгийский "Браунинг" образца 1903 года. Пока неизвестно, как он мог быть связан с погибшими. Может быть, его потерял жандармский офицер".

В свою очередь, пресс-служба комитета по культурному наследию столицы также поспешила опровергнуть сообщения о том, что в подвалах здания на Никольской обнаружены свидетельства "большого террора". "В результате предварительного анализа мы пришли к выводу, что найденные на Никольской улице останки - это следы погоста Успенского храма, который располагался здесь в XVII веке", - цитирует "ИНТЕРФАКС" заявление пресс-службы комитета.

Как ожидается, экспертиза останков займет от одного до полутора месяцев. "Известия" будут следить за развитием событий.

Комментарии
Прямой эфир