Пятница, 31 марта 2017
Культура 3 декабря 2007, 20:03 Вита Рамм (Таллин)

Смертельный класс

В столице Эстонии одиннадцатый год подряд проходит международный кинофестиваль "Темные ночи". Придумала его выпускница ВГИКа Тина Лоок. Название госпожа Лоок объясняет очень поэтично. В скандинавской саге говорится, что поздней осенью, когда поздно светлеет и рано темнеет, по миру начинают блуждать одинокие души в поисках пристанища...

В столице Эстонии одиннадцатый год подряд проходит международный кинофестиваль "Темные ночи". Придумала его выпускница ВГИКа Тина Лоок. Название госпожа Лоок объясняет очень поэтично. В скандинавской саге говорится, что поздней осенью, когда поздно светлеет и рано темнеет, по миру начинают блуждать одинокие души в поисках пристанища... Организаторы фестиваля хотят, чтобы одинокие авторские души нашли своего зрителя.

Особый успех на "Темных ночах" всегда имеет русская программа. При этом билеты на русские фильмы активно покупает не только русскоязычное, но и эстонское население. В этом году в русской программе — "Груз 200" Алексея Балабанова, "Два в одном" Киры Муратовой, "Кремень" Алексея Мизгирева, "Простые вещи" Алексея Попогребского, "Русалка" Анны Меликьян, "Жестокость" Марины Любаковой. В рамках "Темных ночей" вызревают совместные европейские проекты. Готовятся и несколько совместных постановок с Россией. Например, госпожа Лоок продюсирует с питерской киностудией детский фильм о новых приключениях Буратино и экранизацию известной в России исторической повести Юхана Пэегеля "Я погиб в первое лето войны".

Среди 12 картин, участвующих во внутренней, эстонской программе фестиваля, — уже популярная среди пользователей Рунета лента Илмара Раага "Класс". Художественный фильм о насилии в обычной эстонской школе искусно закамуфлирован под документальную съемку. Кажется, что кинокамера ведет длительное наблюдение за типичным школьным изгоем — нелепым и вялым парнем Йосепом (Парт Уусберг), который терпеливо переносит издевательства одноклассников. Верховодит его мучителями красавчик Андерс (Лаури Педая). Неожиданно для всех — да и для самого себя — за вечную жертву вступается Каспар (Валло Кирс). Сначала не столько ради Йосепа, сколько из желания понравиться самой красивой девочке в классе. Но, вступившись один раз, Каспар понимает, что поставил себя перед жестким выбором — либо он извиняется за бунт и продолжает признавать авторитет и силу Андерса, либо начинает самостоятельную, отдельную от класса жизнь. Каспар выбирает второе, и его ссора с Андерсом перерастает в серьезнейший конфликт. Сцена на пляже, когда одноклассники подвергают Каспара и Йосепа сексуальному насилию, — кульминация картины. Затем следует страшная развязка. Йосип крадет из сейфа своего отца, помешанного на охоте, оружие. Заканчивается все кровавой бойней в школьной столовой...

Сценарий о том, что на школьной войне победителей не бывает, Илмар Рааг писал вместе с юными артистами. Многочисленные обсуждения и репетиции сопровождали весь съемочный период. Отсюда —предельная достоверность характеров. Историю, разыгранную эстонскими школьниками, горячо приняли в Рунете. Вот что я прочитала в одном ЖЖ: "Фильм практически про родной 11-й "В". Те, кто не так давно окончил школу, поймут, насколько все происходящее в фильме реально. Фильм настоящий, жизненный. Поднимает забытые эмоции. Сыграно отменно. Советую всем смотреть. А еще фильм послужит хорошим уроком для родителей и преподавателей".

Сценарист и режиссер Илмар Рааг: "Парень сказал, что у него больше нет слез"

С автором фильма "Класс" встретилась обозреватель "Известий" Вита Рамм.

вопрос: Фильм действительно снят по реальным событиям?

ответ: В самой Эстонии подобного не было. Но мы помним трагические события в колледже Колумбайн в 1999 году, когда двое школьников — 17 и 18 лет — расстреляли несколько десятков соучеников и преподавателей и сами покончили жизнь самоубийством. "Синдром Колумбайн" может поразить разные страны. Недавно в Финляндии — в городке Туусула подросток расстрелял восьмерых своих одноклассников и учителя. Так что наш фильм не столько о конкретном событии, сколько о причинах школьного насилия. Мои соавторы, которых я нашел в разных школьных театрах, вносили в историю собственный — не только школьный, но и жизненный — опыт. Ребята хорошо знали предмет исследования.

в: Необычный метод создавать сценарий — вместе с исполнителями...

о: Я прошел хорошую школу в Голливуде. Там при каждой крупной студии есть специальные отделы, которые занимаются авторским кино. Если в блокбастерах недостатки сюжета или характеров можно прикрыть дорогими компьютерными спецэффектами, то в авторском фильме основой всего является сценарий. Режиссер должен быть готов к съемкам на все сто — еще и потому, что бюджет всегда ограничен. "Класс" обошелся в 100 тысяч евро. Мы сняли фильм очень быстро — за 14 дней. Можно сказать, что ребята снимались бесплатно, за идею. Мы только кормили их во время съемок.

в: В фильме вы и ваши соавторы — школьники — причину расстрела видят в издевательствах одноклассников. Не слишком ли прямолинейное объяснение?

о: Я хорошо помню собственный школьный опыт. Не забыл и службу в армии со всеми прелестями дедовщины. И могу сказать, что корни насилия везде одинаковы. Не потому, что парни, взявшие в руки оружие и стрелявшие в своих сверстников, читали не те книги, блуждали не по тем сайтам в интернете или смотрели не те фильмы. Такое объяснение облегчает совесть взрослых, проглядевших начало конфликтной ситуации. Расстрел — всегда отчаянный ответ на пережитое насилие.

в: Фильм очень жесткий. Зачем вам понадобился столь страшный эпизод на пляже?

о: Во время обсуждения сценария я спросил ребят: что может случиться, после чего не хочется жить? Среди их ответов было и публичное сексуальное насилие. И тогда я вспомнил, что о подобной ситуации рассказывала моя студентка. Так в фильме появилась эта сцена на пляже. Ребята мужественно отыграли сцену и подсъемки крупных планов, но после третьего дубля Каспар попросил остановиться — сказал, что у него нет больше слез. На съемочной площадке все время присутствовал профессиональный психолог. И это помогало ребятам вернуться из мира кино в реальность.

в: В вашем фильме взрослые либо агрессивны, как отец Йосепа, либо беспомощны, как бабушка Каспара. А классная руководительница и вовсе не желает вникать в ситуацию в классе.

о: Я не ставил своей целью выносить приговор взрослым. Просто бывают ситуации, когда стороннее вмешательство действительно бессильно. Подростки не любят обращаться к учителям за помощью, боясь, что им припишут еще и стукачество. В современной школе необходимы квалифицированные психологи, способные отследить напряженные отношения внутри классов. Но даже наличие штатных психологов не дает стопроцентную гарантию, что не возникнет какой-нибудь лидер, самоутверждающийся через издевательство. И большинство класса пойдет именно за ним, не вступится за жертву. Такова особенность подросткового поведения.

Наверх
Реклама

Мнения

Наверх