Клуб "Каучук" станет семейным - как мечтал Константин Мельников

Развитие и обновление города не всегда проходят безболезненно для исторических зданий. Как найти тонкую грань между необходимостью сохранить подлинность памятника и современными требованиями к комфорту и надежности? Можно ли оградить ценные старинные постройки от ненаучных и порой варварских идей инвестора? В последние годы этими вопросами в Москве занимается комитет по культурному наследию (Москомнаследие), организующий систематическую работу по охране памятников.
Специалисты начали с реестра объектов, которые требуют охраны. В Москве насчитывается около 6,5 тысячи памятников федерального и регионального значения, 20 тысяч объектов исторической застройки. Перечень памятников продолжает пополняться: только в прошедшем году в качестве выявленных объектов культурного наследия на государственную охрану в Москве принято более 300 объектов и более 200 получили статус памятников регионального значения. Москомнаследие уделяет внимание не только выявлению "упущенных" памятников далекой старины, но и наследию недавних поколений. Сегодня принимаются на охрану многие памятники 30-х годов постройки. Готовится постановление правительства Москвы о постановке на государственную охрану еще 70 объектов - на этот раз речь идет о советской архитектуре. Специалисты занимаются созданием историко-культурного плана Москвы - некоего подобия генерального плана в сфере охраны памятников.
Сегодня столичные власти наводят порядок в сфере пользования памятниками. Любое действие арендатора или собственника исторического здания должно согласовываться с Москомнаследием. Те, кто нарушает правила, будут наказаны. За нанесение ущерба памятнику предусмотрен штраф до миллиона рублей. В особо вопиющих случаях возможно даже лишение прав собственности на здание.
Пару лет назад Москва показала пример ответственного отношения к историческим объектам, восстановив на собственные средства сгоревший Манеж до административного решения вопроса о его принадлежности. Сегодняшние посетители Манежа уже и не знают об этом, они просто приходят насладиться многочисленными выставками, которые располагаются в его просторных залах. Сегодня остается еще много вопросов, касающихся собственности на те или иные памятники. Пока чиновники не могут договориться, страдает наследие. Один из примеров - радиобашня на Шаболовке (см. материал на этой странице), которая была объявлена Юрием Лужковым объектом бедствия.
Прошли времена, когда к историческому зданию можно было относиться как к простому объекту недвижимости. В 90-е у государства не хватало ни сил, ни средств уделять внимание культурному наследию и многое было отдано на откуп коммерсантам, большинство из которых отнеслись к своим новым обязанностям недобросовестно. В результате множество памятников оказались на грани уничтожения из-за варварских ремонтов, перестроек, "усовершенствований". Сегодня времена меняются и появляются прекрасные примеры бережного восстановления памятников. Так, в марте этого года компания Liral Group завершила комплекс ремонтно-реставрационных работ в клубе Дорхимзавода (архитектор - Константин Мельников). Научная реставрация объекта длилась 3 года и обошлась в 120 млн рублей, но в результате удалось не только сохранить уникальный памятник конструктивизма, но и получить здание, приспособленное под современные комфортабельные офисы и банк. Проект реставрации и приспособления под современное использование выполняли Центральные реставрационные мастерские N 2 под руководством архитектора Нины Стуколовой. С Москомнаследием согласовывался каждый шаг. Бюджет реставрационных работ неоднократно пересматривался в сторону увеличения. Зато результат превзошел все ожидания: и фасад, и внутренний интерьер смотрятся органично, по-мельниковски. Жемчужина здания - каскадный зрительный зал теперь доступен для взора посетителей банка: здесь будет операционный зал.
В другом клубе Константина Мельникова - "Каучук", расположенном на Плющихе, в настоящее время идет реставрация. Пока приведен в порядок только фасад здания, но как только Москомнаследие утвердит проект приспособления под современное использование, работы возобновятся и внутри. Закончить реставрацию планируют в следующем году, к 80-летию со дня постройки клуба. Здесь будет культурно-развлекательный центр: вечером взрослые смогут посещать выставки, кинопоказы и театральные постановки, днем дети будут заниматься в студиях и кружках. Практически тот же семейный клуб, о котором мечтал когда-то Мельников. Клуб "Каучук" восстанавливает не государство, а арендатор - Межрегиональная общественная организация "Академия российского искусства". Примером дорогостоящей, но бережной реставрации может стать Дом Наркомфина. ГК МИАН планирует, вложив в научную реставрацию этого шедевра русского конструктивизма $60 млн, превратить его в бутик-отель.
Великолепные примеры тонкой и бережной реставрации объектов - театр "Фабрика Станиславского" и фабрика "Красная Роза".