Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Глава МЧС назвал работу по подготовке к паводку в Курганской области качественной
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Херсоне и Сумской области
Происшествия
В Невском районе Санкт-Петербурга перевернулась бетономешалка
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

Крейсер "Жемчуг" уцелел при Цусиме, но не пережил Первую мировую

В День защитника Отечества российские дипломаты, работающие в Малайзии, по сложившейся уже традиции едут на остров Пинанг. Здесь они возлагают цветы к памятнику морякам крейсера Российского императорского флота "Жемчуг". Какие ветра занесли этот корабль, участвовавший в Цусимском сражении, в далекие края - британскую Малайю?
0
Крейсер "Жемчуг" уцелел при Цусиме
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В День защитника Отечества российские дипломаты, работающие в Малайзии, по сложившейся уже традиции едут на остров Пинанг. Здесь они возлагают цветы к памятнику морякам крейсера Российского императорского флота "Жемчуг". Какие ветра занесли этот корабль, участвовавший в Цусимском сражении, в далекие края - британскую Малайю?

Рано утром 28 октября (15 октября по старому стилю) 1914 года тишину гавани Пинанга - одного из крупнейших портов британской колониальной империи в Юго-Восточной Азии - разорвал мощный взрыв. Это было прямое попадание торпеды с расстояния 360 метров в кормовую часть крейсера Сибирской флотилии "Жемчуг" - ветерана русско-японской войны, уцелевшего в Цусимском сражении.

Практически мгновенно были затоплены котельное и машинное отделения, кормовые патронные погреба, полностью разрушены лазарет и каюта командира. После этого пять орудий вражеского судна начали прицельно бить по российскому кораблю - по носовой части, где располагались каюты экипажа. Она была изрешечена в считанные минуты.

Вторая торпедная атака, последовавшая ровно через 10 минут, оказалась роковой для "Жемчуга" - в результате прямого попадания сдетонировал погреб с боеприпасами. Поднялся гигантский столб дыма, пара и водяных брызг. А уже через две минуты разорванный пополам корабль затонул, опустившись на 30-метровую глубину. Из воды торчали только верхушки мачт, а уцелевшие матросы пытались увернуться от шипящих обломков искореженного металла...

Уничтожил "Жемчуг", прибывший на Пинанг для переборки механизмов и чистки котлов, немецкий крейсер "Эмден", считавшийся гордостью кайзеровского флота. На счету его команды к тому моменту уже было 22 пущенных на дно военных и торговых корабля, в том числе и пароход "Рязань", шедший из Владивостока в Нагасаки. В результате внезапной торпедной атаки погибли один офицер и 81 матрос, три офицера и 112 членов команды получили ранения - семеро позднее умерли от увечий.

Трагично сложилась судьба двух уцелевших старших офицеров "Жемчуга". Военно-морской трибунал, состоявшийся в августе 1915 года во Владивостоке, признал их виновными в гибели крейсера. Командир корабля капитан второго ранга барон Иван Черкасов и старший лейтенант Николай Кулибин, исполнявший обязанности капитана в то роковое утро, были исключены из списков военно-морской службы, лишены дворянства, всех наград и знаков отличия. Оба были разжалованы в матросы и отправлены на фронт.

Впоследствии матрос второй статьи барон Черкасов воевал в составе Урмийско-Ванской озерной флотилии на Кавказском фронте, за проявленную отвагу был награжден Георгиевским крестом для нижних чинов, а в апреле 1917 года восстановлен в чине капитана второго ранга. Он умер во Франции в марте 1942 года и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Второй "виновник" октябрьской трагедии сражался в рядах морской бригады на Западном фронте, был удостоен двух Георгиевских крестов и в сентябре 1916 года восстановлен в прежнем чине. Годом позже Николай Кулибин был произведен в капитаны второго ранга. Умер он в августе 1918 года от ран.

Получил свое и немецкий крейсер "Эмден": через 12 дней после атаки на "Жемчуг" его потопил австралийский крейсер "Сидней" у Кокосовых островов. Долгие годы из его обломков аборигены делали сувениры. Особенно ценились ножи, выточенные из стальной обшивки некогда грозного боевого корабля.

Последнее пристанище

Девять русских моряков, в том числе двое умерших от ран в местном госпитале, были похоронены на христианском кладбище "The Western Road Cemetery" в столице Пинанга Джорджтауне.

Первый памятник на могиле в форме православного чугунного креста установили члены экипажа вспомогательного крейсера "Орел", пришедшего к Пинангу в декабре 1914-го для эвакуации оставшихся в живых членов экипажа "Жемчуга". К сожалению, тропический климат не пощадил захоронение. Уже через 20 лет из-за ливней могилы практически сровнялись с землей. Уцелел лишь самодельный крест, с которого свинтили медную табличку с именами погибших.

А на далекой родине тем временем произошли такие изменения, в вихре которых об увековечении имен павших и вспоминать не приходилось, - две революции, Гражданская война.

1 декабря 1921 года полпред РСФСР в Великобритании Леонид Красин направил телеграмму наркому иностранных дел Георгию Чичерину, в которой известил, что власти королевства требует возмещения расходов за спасение "Жемчуга" и его команды. В случае отказа Лондон будет вынужден продать останки корабля для покрытия понесенных расходов. Из внешнеполитического ведомства телеграмма была передана военным, и вскоре командующий Морскими силами РСФСР Эдуард Панцержанский доложил председателю Реввоенсовета Льву Троцкому свои соображения: "От предложения англичан целесообразно отказаться. "Жемчуг" не представляет большой ценности как боевой корабль, кроме того, он поврежден взрывом".

Благодаря счастливому стечению обстоятельств в феврале 1938 года Пинанг проездом из соседнего Сиама (ныне - Таиланд) посетил белоэмигрантский Платовский донской казачий хор. После того как казакам показали неухоженную могилу их соотечественников, они привели захоронение в порядок, выделив необходимую сумму из хоровой кассы.

Казаки поправили крест, посадили несколько кустов и деревьев, купили мраморную плиту и прикрепили к ней памятную табличку с именами похороненных здесь девяти моряков. Вот они: лейтенант Терехов, матросы Чувичкин, Илларион Ераскин, Самуил Брагов, Каляев, Шенякин, Грайташов, Кирилл Олейников, Степан Сиротов.

Прошло еще три десятилетия, и о могиле наконец-то вспомнили на далекой Родине: в начале 1970-х годов было принято решение начать работы по восстановлению обветшавшего захоронения. Тогда и был изготовлен гранитный памятник, который позднее доставили на Пинанг.

В 1972 году начальник Главного штаба ВМФ сообщил тогдашнему советскому послу в Малайзии, что памятник готов и судном торгового флота будет переправлен в Джорджтаун. Предполагалось, что он будет открыт через два года с участием одного из кораблей Тихоокеанского флота СССР. Торжества планировалось приурочить к 60-летию со дня гибели "Жемчуга". Однако открытие памятника состоялось только 5 февраля 1976 года и без участия военного корабля, которому малайзийские власти не дали разрешения на заход в гавань Пинанга. Заметим также: 32 года назад китайское агентство Синьхуа выразило протест в связи с установкой памятника "морякам агрессивных ВМС царской России - участникам империалистической войны".

В октябре 1979 года на Пинанге состоялось возложение венков, отмеченное соответствующей заметкой в газете "Правда". А в мае 1990-го с официальным визитом в Пинанг зашел большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота "Адмирал Трибуц", команда которого почтила память погибших.

Но сколько точно русских моряков покоится под могильной плитой на Пинанге, не узнает уже никто. На первой табличке значились девять имен. Очевидцы - монахиня и кладбищенский сторож - рассказали казакам, что в могиле были погребены 24 моряка. Еще несколько тел по морской традиции были спущены за борт в морскую воду. Кто-то был захоронен сердобольными местными жителями в безымянной братской могиле, уже давно исчезнувшей с лица земли.

Второй мемориал

В 2005 году события давно минувших дней получили неожиданное развитие. Во время очередного посещения Пинанга представителями российского военного атташата рыбаки рассказали им легенду о "Русском камне".

"Batu Rusia" - так местные жители называют скалистый берег крошечного островка Джереджак (Pulau Jerejak), на который в ту самую злополучную октябрьскую ночь 1914 года волны вынесли тела погибших моряков с "Жемчуга". Этот необитаемый ныне остров, один из немногих практически не тронутых цивилизацией уголков Малайзии, неизвестен даже заядлым любителям экзотических путешествий. Большая его часть покрыта непроходимыми джунглями.

В начале прошлого века Джереджак был местом ссылки прокаженных, для которых выстроили небольшую деревню. По окончании японской оккупации тогдашней Малайи на остров стали ссылать больных туберкулезом. В мае 1969 года немногочисленные здоровые обитатели подняли мятеж, недовольные превращением Джереджака в "живой могильник", вследствие чего резервация была превращена властями в... тюрьму. И лишь в 1993 году правительство полностью перевело уголовников на материк - остров получил шанс на "второе рождение".

Вот в таком неожиданном месте четыре года назад в пятидесяти метрах от берега среди травы в человеческой рост и был обнаружен чудом уцелевший покосившийся деревянный крест с табличкой на английском языке: "В память о двух героических членах экипажа русского крейсера "Жемчуг", которые погибли за свою отчизну 28 октября 1914 года. Русский крейсер "Жемчуг" был потоплен немецким крейсером "Эмден" в гавани Пинанга 28 октября 1914 года".

Определить не то что автора эпитафии, но даже его национальность уже не представляется возможным. Очевидно лишь одно - это были не немецкие моряки с "Эмдена", поскольку экипаж "последнего джентльмена войны", как его окрестили в зарубежной прессе, не удосужился даже подобрать гибнущих русских... Как написал в своих воспоминаниях один из старших офицеров германского крейсера Гельмут фон Мюкке, "на воде среди обломков кишели люди, но "Эмдену" было не до них".

В феврале 2006 года работающие в Малайзии российские дипломаты побывали на острове Джереджак, чтобы привести в порядок обнаруженную могилу. А 28 октября 2006 года над захоронением двух безымянных героев взметнулся Андреевский флаг. О судьбе памятников беспокоиться теперь не приходится - выделенных Министерством иностранных дел денег достаточно, чтобы обеспечить постоянный уход за мемориалами.

Старые рыбаки рассказывают: на Джереджаке было еще несколько могил русских моряков, которые умерли в госпитале от полученных ран. Попытки исследовать остров и проникнуть в ту его часть, где когда-то располагалось госпитальное кладбище, пока не увенчались успехом.

Комментарии
Прямой эфир