Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин заявил об укреплении позитивных тенденций в экономике РФ
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Экономика
Путин назвал донастройку налоговой системы шагом к улучшению инвестклимата
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Туризм
Российский турпоезд «Ласточка» совершил тестовый рейс в Сухум
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Экономика
Путин назвал РСПП надежным партнером государства
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Мир
В КНДР назвали санкции в отношении страны петлей на шее США
Мир
Макрон призвал строить будущую Европу независимой от курса США

И Штирлиц такой молодой, да только Колчак впереди

Нет, молодому Исаеву не суждено стать Штирлицем. Я имею в виду не литературную судьбу героя, которая предопределена много лет назад создавшим его автором. Молодой Исаев - и это уже ясно - не станет народным кумиром, в него не будут играть дети, о нем не сложат анекдотов взрослые. Зрители вряд ли станут смотреть его бесконечное количество раз, передавая эту привычку детям и внукам. Страна не вымирала во время первого показа нового сериала "Исаев", как некогда вымирала во время демонстрации по телевизору "Семнадцати мгновений весны"
0
Молодой Исаев не вызывает, увы, никаких сильных зрительских чувств
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Нет, молодому Исаеву не суждено стать Штирлицем. Я имею в виду не литературную судьбу героя, которая предопределена много лет назад создавшим его автором. Молодой Исаев - и это уже ясно - не станет народным кумиром, в него не будут играть дети, о нем не сложат анекдотов взрослые. Зрители вряд ли станут смотреть его бесконечное количество раз, передавая эту привычку детям и внукам. Страна не вымирала во время первого показа нового сериала "Исаев", как некогда вымирала во время демонстрации по телевизору "Семнадцати мгновений весны".

Тому есть несколько причин, и, может быть, главная - в том, что зритель перекормлен зрелищами и сериалами. Он развращен предложением и выбирает, увы, не лучшее из возможного, а самое простое: где все с самого начала более или менее понятно, где кипят роковые страсти и где, пропустив десяток серий, все равно поймешь, что происходит на экране и что за всем этим последует. Это вам не 70-е годы прошлого века, когда появление сериала, подобного "Семнадцати мгновениям весны", становилось событием не только в силу художественных достоинств экранного произведения, но и потому что спрос существенно превышал предложение.

%%VYNOS1%%Канал "Россия", заказавший и показавший "Исаева", очень старался "продать" его подороже и с абсолютной гарантией. Поэтому всю рекламную акцию, предшествовавшую премьере, построил на сущностной близости молодого Исаева прославленному Штирлицу и прославившему его фильму Татьяны Лиозновой. Чем, скорее всего, только навредил фильму Сергея Урсуляка, ибо простодушные зрители мечтали увидеть не столько молодого Исаева, сколько молодого Тихонова. Но чудес не бывает, и даже ТВ с его невероятными технологическими возможностями не в состоянии повернуть время вспять. Посему зрители увидели не Тихонова, а красавца Даниила Страхова - и разочаровались, заподозрив создателей всего лишь в эксплуатации знаменитого бренда и спекуляции на их, зрительской, привязанности к тому Штирлицу и к тому фильму.

Сергей Урсуляк всячески открещивается от подобных подозрений, но и он, разумеется, имел в виду "Семнадцать мгновений весны" и Штирлица в блистательном исполнении Вячеслава Тихонова, разбросав по сериалу многочисленные "цитаты" из фильма-предшественника и сообщив молодому Исаеву многие черты и интонации позднего Штирлица. Даниил Страхов курит, как Тихонов, так же щурится, так же держит руку в кармане, с той же безмолвной тоской, с какой Тихонов смотрел на свою экранную жену Элеонору Шашкову, смотрит на своего экранного отца Юрия Соломина и так же в минуты размышлений выкладывает ежика из спичек. Во второй части сериала появляется герой, словно списанный с Айсмана в исполнении Леонида Куравлева. Он тоже одноглаз, он тоже сомневается в том, что Исаев - шпион, но по заданию своего начальника полковника Геацинтова, как Айсман по заданию шефа гестапо Мюллера, устраивает ему проверку. В какой-то момент даже возникает подозрение, что этот белогвардейский офицер - наш и, вместе с Исаевым дожив до Второй мировой войны, внедрился в логово врага, получив фамилию Айсман. Просто в "Семнадцати мгновениях весны" нам почему-то об этом не сказали.

Проблема, однако, в том, что, даже несмотря на эту перекличку с культовым советским сериалом, новый не цепляет зрителей, хотя в отличие от множества сегодняшних халтурных поделок сделан профессионально, качественно и тщательно. Чаще других я слышала короткую и исчерпывающую "рецензию" на него: "Скучно". Да, "Исаев" не вовлекает, не завлекает, заставляя зрительские сердца трепетать в ожидании следующей серии. Режиссер вместо ожидаемого публикой авантюрного политического детектива снял психологическое кино, где необходимо следить не столько за извивами сюжета, сколько за нюансами взаимоотношений героев и их психологическими переживаниями.

А следить за всем этим в формате сериала довольно затруднительно. Только вник и как будто изготовился, тут - бац! - реклама на канале "Россия": "Мама, расскажи, как ты познакомилась с папой", - просит дочь, вступающая в пубертатный период. "Смотри, - делится секретом обольщения мама, насыпав в чашку растворимого кофе и залив его кипятком. На запах (какой там запах у довольно паршивого растворимого порошка рекламируемой марки?!) из соседней комнаты подтягивается папа с лицом подростка, уже полностью захваченного властью основного инстинкта. Психологические переживания персонажей сериала "Исаев" отступают на второй план. Настрой сбит.

Впрочем, и к этому привыкнуть можно. Даже можно сказать - давно привыкли. Беда в том, что в отличие от Штирлица, которому доверяешь и сочувствуешь сразу и безоговорочно, представляя и понимая, каково ему среди лютых врагов и за что он борется, молодой Исаев не вызывает, увы, никаких сильных зрительских чувств. Во-первых, всем известно, что жить он будет долго и станет-таки Максом Отто фон Штирлицем, а стало быть, в ближайших 16 сериях его жизни в сущности ничто не угрожает. Во-вторых, не очень понятно, за что он борется и рискует жизнью и почему выбирает все-таки "красных", а не "белых", к которым по праву рождения и службы принадлежал.

Сергей Урсуляк признается, что специально не расставлял идеологических акцентов, ибо показывал время, по отношению к которому и сам до конца не определился. Судя по всему, эта неопределенность сыграла с ним злую шутку. Зрителю, чтобы полюбить и принять героя, нужна именно определенность. Он должен понимать, говоря прямо, за кого герой. С холодным носом смотреть 16 серий подряд попросту неинтересно. Тем более когда есть выбор, а он сегодня есть. И на любой вкус.

"Первый канал", как всегда не упустивший шанса "подгадить" конкуренту, с середины "Исаева" запустил своего "Адмирала" - "главный фильм для великой страны", как без ложной скромности сообщалось в рекламных роликах, предшествующих его показу. Для "великой страны" фильм, пожалуй, жидковат будет, но часть аудитории, поначалу пришедшая на "Исаева" и разочаровавшаяся в ожиданиях, изменила "красному" Максиму Максимовичу с "белым" Александром Васильевичем и сделала это, как мне кажется, отнюдь не по идеологическим соображениям. Просто в "Адмирале" как раз все понятно и определенно: есть главный герой без страха и упрека - красивый, мужественный, отважный, нарядный в исполнении любимца публики Константина Хабенского. Есть героиня, возлюбленная героя - красивая, женственная, жертвенная, нарядная - в исполнении любимицы публики Елизаветы Боярской. Есть еще одна героиня, жена Колчака - красивая, женственная, преданная и тоже очень нарядная - в исполнении еще одной любимицы публики Анны Ковальчук. Есть доблестные русские офицеры - красивые, благородные, отважные, в золоте погон. В общем, все они красавцы, все они герои, все они поэты - и почти все вызывают сочувствие в отличие от их противников, "красных", которые вообще-то могли быть любого цвета, ибо главное в них не то, что они "красные", а то, что против них за великую Родину воюют такие симпатичные и положительные герои.

Никакого особого психологизма в "Адмирале" нет. Но зрители с удовольствием смотрят костюмно-любовную историю на фоне войны, добавляющей любовной истории остроты и драматизма. И даже реклама, настойчиво вторгающаяся в действие фильма, не особенная ему помеха, ибо зрителей держит не внутреннее развитие сюжета и психологизм, а внешнее действие: кто куда поехал, кто с кем встретился и как посмотрел взглядом, исполненным жгучего желания.

Потому "Адмиралъ" при более чем скромных художественных достоинствах и победил высокохудожественного "Исаева". Телевизор, увы, отучил своих зрителей от вдумчивого телесмотрения. За что боролись - на то и напоролись...

Комментарии
Прямой эфир