Почему Гергиеву не дают "Грэмми"
Премию "Грэмми" России по традиции приносят лишь классические исполнители. Не стала исключением и 52-я церемония вручения музыкального аналога "Оскара" в Лос-Анджелесе. Дирижер Владимир Ашкенази и пианист Евгений Кисин победили в номинации "Лучшее инструментальное исполнение с оркестром".
Победу музыкантам принесло виртуозное исполнение Второго и Третьего концертов Сергея Прокофьева для фортепиано. Это "живая" запись концерта в Лондоне. У Евгения Кисина "золотой граммофончик" уже второй. В 2006-м ему присудили "Грэмми" в категории "Лучшее классическое сольное исполнение на музыкальном инструменте" (в качестве выигрышного композитора выступил тогда Скрябин).
Поздравления и овации в свою честь ни Ашкенази, ни Кисин не услышали, так как в Америку не приехали.
Можно, конечно, заметить, что Владимир Ашкенази живет в Швейцарии, а Евгений Кисин - между Парижем и Лондоном, ибо на родине его очень хотели поставить под ружье. Но от этого не изменились ни место рождения музыкантов, ни их язык, ни образ мышления. Ашкенази и Кисин вкладывают русскую душу в мировую культуру.
А вот на звание самого большого неудачника "Грэмми" среди наших может претендовать Валерий Гергиев. Всемирно знаменитый дирижер, худрук Мариинского театра на протяжении многих лет номинируется ежегодно, но всякий раз - мимо. Сейчас Мариинка значилась в пяти номинациях и опять не получила ни одной награды. Притом нынешнее выдвижение для Валерия Гергиева было особенно важно. Оно целиком и полностью связано с лейблом Mariinsky - любимым детищем маэстро, рожденным в мае 2009 года.
Запись оперы Дмитрия Шостаковича "Нос" под управлением Гергиева, с хором и оркестром Мариинского театра и солистами Андреем Поповым, Сергеем Семишкуром, Владиславом Сулимским номинировалась в категориях "Лучший классический альбом" и "Лучшая оперная запись". Победителями, однако, стали Майкл Тилсон Томас с симфоническим оркестром Сан-Франциско и Дэниэл Хардинг с Лондонским симфоническим оркестром.
Другая работа Гергиева с оркестром Мариинского театра - запись Первой и Пятнадцатой симфоний Дмитрия Шостаковича - номинировалась как "Лучшее оркестровое исполнение" и "Лучшая работа звукорежиссера над альбомом" (звукорежиссеры Джон Ньютон и Дирк Соботка). "Граммофончиков" нет. Ну, и продюсер обеих записей прославленного питерского коллектива Джеймс Малинсон уступил Стивену Эпштейну в номинации "Лучший классический продюсер года".
Мариинский театр - единственный музыкальный коллектив России, у которого есть свой звукозаписывающий лейбл. Попадание "новичка" сразу во все ведущие номинации в категории "Классическая музыка" расценивается специалистами как беспрецедентный случай в истории "Грэмми". Но Национальная академия звукозаписи так же, как Американская киноакадемия, раздающая "Оскаров", не замечает труды маленьких независимых студий. А свободолюбивый Гергиев несколько лет назад разорвал взаимоотношения с монстром звукозаписывающего бизнеса - концерном Universal Music...