Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Мир
В ООН заявили об отказе хуситов от вакцин на фоне распространения холеры в Йемене
Мир
Зеленский подписал ограничивающий работу онлайн-казино на Украине указ
Армия
Силы ПВО сбили три украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Одессе и районе Черноморска
Общество
В Кремле выразили соболезнования в связи с гибелью военкора «Известий» Еремина
Мир
Пашинян заявил, что пограничники РФ покинут Тавушскую область после делимитации
Мир
В Польше организовали акцию против отправки войск на Украину
Общество
Гражданина Украины задержали в Северной Осетии по подозрению в шпионаже
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Происшествия
В Москве мошенники похитили со счета 79-летней женщины 16 млн рублей
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Мир
На Украине сотрудник военкомата открыл огонь в попытках отбиться от группы людей
Общество
Власти сообщили о возобновившемся росте воды в Кургане

Облучение Японией

Катастрофа в Японии заставила человечество вновь с тревогой заговорить об опасности радиации. Однако настоящий ужас состоит в том, что разобраться в этом без специальных знаний невозможно.
0
В России знают — нет дыма без огня, но есть радиация от взрыва на атомной станции (фото: РИА Новости)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Страх вызывает все непонятное. Разобраться в том, о чем с экранов телевизоров рассказывают эксперты, обычному человеку сложно еще и потому, что для измерения уровня радиации и оценки его опасности до сих пор используют с десяток разных единиц. Рентгены, бэры (биологические эквиваленты радиации), кюри, греи, беккерели, зиверты - их такое множество именно потому, что долгие десятилетия все работы по ядерной тематике строго секретились и каждая страна принимала свою единицу измерения.

В последнее время для измерения уровня радиации применяют новую международную единицу - зиверт и ее тысячные и миллионные доли (миллизиверты и микрозиверты). В этих единицах докладывают данные о ситуации и японцы. Истинный смысл этой единицы понимают только ученые-физики, а нам важно знать, что предельно безопасной дозой для человека считаются 100 миллизиверт в час.

Естественный фон радиации составляет у нас в России от 12 до 16 микрозиверт в час.

Теперь о реальной опасности. Доза облучения в 1-2 зиверта в час (то есть 1-2 миллиона микрозиверт!) может вызвать лучевую болезнь. Доза однократного облучения в 3-5 зиверт повреждает костный мозг настолько сильно, что без адекватной помощи в течение месяца-двух погибает каждый второй человек. Более высокие дозы повреждают легкие и желудочно-кишечный тракт - смерть наступает в течение 10-20 дней. А доза выше 15 зиверт может убить человека в считанные дни.

Главный вопрос - доза

При взрывах водорода на японской атомной станции в атмосферу попали радиоактивный йод и цезий. Период полураспада йода - 8 суток, то есть через неделю его доза уменьшается ровно вдвое. А через 40 суток он станет полностью безопасным. Период полураспада цезия составляет 30 лет, а это значит, что, выпадая на землю из атмосферы, он будет еще долго накапливаться в окружающей среде - растениях, животных и людях. В организм он проникает через органы дыхания и пищеварения, накапливается в мышцах и печени. Биологический период полувыведения цезия из организма считают равным 70 суткам. То есть если он перестанет поступать в человека с воздухом и пищей, то окончательно организм очистится от него примерно через год. Но на деле это время может быть и больше, и меньше - многое зависит от состояния здоровья, питания, использования различных сорбентов, которые связывают его и выводят из организма. В этом качестве используют сернокислый барий, альгинат натрия и другие.

Чтобы посчитать дозу облучения конкретно для каждого человека, нужно радиационный фон умножить на время, которое человек провел в зараженной мест-ности.

- Вопрос о дозах облучения в этой ситуации - главный. Пока таких данных японцы не обнародовали, - пояснил "Известиям" замдиректора Медицинского радиологического центра РАМН, председатель Российской научной комиссии по радиационной защите, член-корреспондент РАМН Виктор Иванов. - Да и сделать это пока невозможно. Но они поступили грамотно - эвакуировали более 180 тысяч человек из 20-километровой зоны вокруг АЭС.

Судьба 87 500 человек

- Вся международная статистика о последствиях проникающей радиации для здоровья человека базируется на данных, полученных после Хиросимы и Нагасаки, - продолжает Виктор Иванов. - В их анализе очень много деталей, тут требуется профессионализм. И остается только удивляться легкости, с которой некоторые "эксперты" дают оценки как в одну, так и в другую сторону. Это чистый экстремизм, причем как "правый", так и "левый".

Японские специалисты в течение всех лет после атомной бомбардировки двух городов наблюдали тех 87 500 человек, которые пережили ее. Средняя доза облучения составила тогда 240 миллизиверт. При этом прирост онкологических заболеваний за последующие годы составил 9%. При дозах менее 100 миллизиверт отличий между ожидаемой и наблюдаемой в реальности заболеваемостью никто в мире не установил.

У Чернобыля глаза велики

После Чернобыля распространялось немало информации об огромном числе погибших от лучевой болезни, о раке, который якобы тысячами косил детей в пораженной зоне, о рождении сотен "детей-мутантов" и т.п. Однако фундаментальный доклад Научного комитета ООН по действию атомной радиации еще в 2002 году дезавуировал все эти рассказы, хотя и не уничтожил волну радиофобии: люди до сих пор боятся "заразиться" на пострадавших территориях. Реальных оснований для этого нет: ни тысяч мутантов, ни поголовного рака не выявлено, острая лучевая болезнь была зарегистрирована у 134 ликвидаторов, работавших в самом пекле.

Многими исследованиями показано, что среди тех, кто получил значительные дозы облучения, действительно увеличивается статистика рака щитовидной железы. Самая уязвимая группа риска - маленькие дети.

- Исследования, проведенные в Брянской области, показали, что среди детей, которые находились под воздействием последствий чернобыльской аварии в возрасте от 0 до 4 лет, повышен уровень рака щитовидной железы, - говорит Виктор Иванов. - Но смертность при этом практически нулевая. При вовремя выявленном заболевании и правильном лечении этот вид рака на продолжительность жизни практически не влияет. Единичные случаи преждевременной смерти были связаны с поздним выявлением заболевания и появлением метастазов.

Что же касается радиофобии, то она небезопасна и сама по себе.

- При подобных катастрофах всегда есть эффект психосоматический, - объясняет Виктор Иванов. - Постоянное психологическое напряжение, страхи могут привести к развитию реальных заболеваний. Поэтому так нужна полная и достоверная информация о происходящем.

Йод йоду не товарищ

Для экстренной профилактики лучевого поражения применяют обычный йод. Он быстро накапливается в щитовидной железе, и радиоактивному йоду там просто не остается места. Именно поэтому японские власти распорядились давать таблетки, содержащие йод, всем эвакуированным из зоны аварии.

Можно ли применять в тех же целях обычный спиртовой раствор йода? Конечно, пить его бессмысленно. А если намазать кожу? Многие ученые считают, что того количества, которое попадет в организм через кожу, недостаточно. Но один из специалистов поделился с "Известиями" историей времен чернобыльской аварии. Якобы в тот период в Польше рекомендовали смазывать обычным йодом ладошки и пяточки маленьких детей - и эта мера оказалась действенной. Но все же без нужды и без рекомендаций врача принимать препараты йода не стоит - можно серьезно нарушить работу щитовидной железы.

ИНТЕРНЕТ-ОПРОС "ИЗВЕСТИЙ"

Авария на японской атомной станции порождает боязнь радиации. Пугает ли вас возможность облучения?

28% Да, это реальная угроза, надо к ней готовиться

27% Вокруг нас столько гадостей, что я уже ничего не боюсь

24% Если такая опасность есть, мы о ней все равно не узнаем

21% Токио далеко, радиация до нас не доберется

В опросе приняли участие 3211 человек.

Комментарии
Прямой эфир