Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Минздрав заявил о достижении всех показателей проекта «Здравоохранение» в 2023 году
Экономика
Москва пообещала зеркальные меры в случае конфискации российских активов
Мир
Палата представителей США одобрила голосование за проект помощи Киеву на $61 млрд
Мир
Ереван и Баку при делимитации решили основываться на Алма-Атинской декларации
Политика
В Госдуме назвали лицемерной позицию G7 в отношении конфликта на Украине
Мир
Глава НАТО призвал Запад «копать глубже» в поисках вооружения для Киева
Мир
Власти Одесской области сообщили об атаке на припортовую инфраструктуру
Мир
Столтенберг заявил о получении Украиной новых систем ПВО в ближайшее время
Мир
Украина получит более €175 млн от Британии на укрепление энергосектора
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Мир
Минобороны Молдавии отказалось воздать воинские почести солдатам-освободителям
Мир
Захарова предположила новые террористические атаки Запада на энергопроекты РФ
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Экономика
В Счетной палате объяснили рост реальных располагаемых доходов россиян
Мир
Премьер Финляндии и глава ЕК не стали общаться с русскоязычными жителями страны
Общество
Глава МЧС России назвал напряженной паводковую ситуацию в Курганской области

Бизнес выбирает искусственный разум

Через год треть функций BI будет доступна с мобильных устройств
0
Бизнес выбирает искусственный разум
Фото: Photoxpress
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Рынок программного обеспечения Business Intelligence продолжает динамично развиваться во всем мире, демонстрируя едва ли не самые высокие темпы в ИТ‑отрасли. Даже мировой финансовый кризис не замедлил его динамику. Многие специалисты объясняют это логичным повышением спроса на инструменты снижения издержек и финансовой оптимизации. На этом фоне нам стоит рассмотреть ситуацию на российском рынке BI, прежде всего отметив, что отечественный рынок еще молод и, плюс к тому, как отмечают аналитики, преимущества BI-решений пока разглядел далеко не весь российский бизнес.

Система Business Intelligence позволяет, как пишут в рекламных проспектах, «анализировать информацию о деятельности компании для улучшенного и неформального принятия решений бизнес-пользователями и содержит инструменты для извлечения из данных значимой информации». Если говорить проще: BI показывает всю текущую деятельность компании в простых и доступных человеческому восприятию графиках, оперативно сформированных на основе корпоративной отчетности бизнеса. Особенно активно эти системы внедряют банковский сектор и ретейл.

В 2011 году исследовательская компания Gartner назвала рынок BI одним из пяти наиболее приоритетных направлений с точки зрения ИТ-директора и одним из самых быстрорастущих сегментов программного обеспечения в мировом масштабе. По оценкам аналитиков Gartner, до 2014 года его рост составит около 7% в год. Эксперты из IDC оценивают будущий годовой рост еще оптимистичнее – 8,2%. Общий объем рынка BI-решений на сегодняшний день оценивается компанией IDC в $33,9 млрд. Осведомленность компаний о преимуществах аналитических инструментов и их возможностях растет, поэтому эксперты в один голос предсказывают в ближайшие 2–3 года стабильный спрос на решения для бизнес-анализа данных деятельности компании. Как отмечает Владимир Чибисов, директор по развитию бизнес-систем МХК «ЕвроХим», внедрение BI-системы уже помогает ежемесячно экономить только по одному отчетному показателю около $2 млн, существенно упростив работу менеджеров при сведении отчетности.

Эксперты Gartner и IDC сходятся во мнении, что одним из главных трендов развития BI в ближайший год становится переход на мобильные платформы. В немалой степени это связано со значительным ростом популярности планшетников. Использование мобильных устройств для доступа к аналитической информации расширяет возможности бизнес-пользователей и способствует популяризации BI-решений. Уже сейчас основные поставщики интегрированных систем бизнес-анализа предоставляют возможность доступа к интерактивным отчетам и информационным панелям с помощью приложений для iPhone, iPad и других устройств мобильной связи. В дальнейшем мобильный функционал будет расширяться и, возможно, приближаться к функциональности средств, поддерживаемых в стационарном режиме.

«Такие тенденции закономерны, и мы развиваем наши решения в «мобильном» направлении. Вместе с тем, чересчур оптимистично полагать, что треть всех BI‑решений будет в ближайшем году предоставляться с мобильных устройств», – отметила Ольга Горчинская, главный консультант по технологиям бизнес-анализа Oracle СНГ. Большинство руководителей, специалистов, операционистов обращаются к аналитическим решениям в контексте своих основных функций и обязанностей, для выполнения которых обычно используется компьютер. Тенденция интеграции бизнес-анализа с бизнес-процессами приводит ко все большему распространению BI-решений, встроенных в ERP или CRM-приложения. В этом случае пользователи, работая на компьютере, вряд ли будут использовать для обращения к отчетам мобильные устройства».

До «промышленных» западных масштабов отечественному рынку BI-решений пока еще далеко. Там главенствующая роль BI-программного обеспечения принадлежит США (41% от мирового рынка в 2011 году). В этом году прогнозируется высокая динамика в Азиатско-Тихоокеанском регионе (за исключением Японии), на Ближнем Востоке и в Африке, в ряде стран Латинской Америки. Среди более чем 300 вендоров, производящих BI-софт, в первой половине 2011 года ведущие позиции занимала Oracle (20% от мирового рынка). Рост вендора на этом рынке в годовом выражении также значительный – 17,9%. Ближайшими конкурентами остаются SAP, IBM, SAS Institute Inc. и Microsoft, чьи объемы за 12 месяцев выросли в два раза.

Аналитик IDC Петр Городецкий оценивает сегодняшний рынок BI-софта в России (только «коробочные» решения и их поддержка) приблизительно в $150–200 млн. Если же брать в расчет весь спектр услуг при внедрении BI-решений, в том числе и обучение персонала, то объемы рынка в нашей стране могут быть в несколько раз выше. «Российский рынок Business Intelligence продолжает расти, – соглашается Дмитрий Лисогор, руководитель отдела бизнес-аналитики и технологий компании SAP. – Это связано не только с темпами роста объемов продаж в нашей компании, но и с тем, как к решению задач относятся сами заказчики». Проекты по внедрению BI-решений в России стали более серьезными, и бизнес уже не ограничивается получением отчетности. Он смотрит в сторону промышленных решений и западного опыта. За рубежом рынок ERP- и CRM-систем давно сформирован, в то же время большинство отечественных бизнес-организаций внедряют эти решения впервые. Данные сегодня накапливаются в больших объемах, и их необходимо анализировать.

Продавцы Business Intelli­gence в России ждут не дождутся «культурной революции» – роста массовой популярности BI-решений среди нетехнических пользователей. Последние в большинстве случаев традиционно предпочитают сводить и анализировать свои отчеты в Excel. На февральской конференции, посвященной рынку BI, аналитики CNews отметили, что необходимо масштабно развивать культуру этого сегмента в нашей стране.

«Самое важное для внедрения современных технологий бизнес-анализа – уровень готовности предприятия использовать эти технологии, – пояснили «Известиям» в компании Oracle. Сейчас этот уровень недостаточно высок и отстает даже от тех возможностей, которые уже поддерживаются современными инструментальными системами. Проблема здесь не только в подготовке специалистов ИТ-департамента. Как правило, обучить ИТ-специалиста новым аналитическим инструментам не так сложно. Более трудная задача – подготовить бизнес к внедрению новых подходов при работе с аналитической информацией.

Бизнесу необходимы эксперты, понимающие современные методы и средства бизнес-анализа. Они должны грамотно определять, какие организационные решения необходимы для успешного внедрения инновационного бизнес-анализа.

«Можно отметить еще несколько факторов, тормозящих этот процесс, – добавляет Дмитрий Лисогор. – С одной стороны, недоверие топ-менеджмента к цифрам, которые получаются благодаря BI-системам. Поэтому руководителям нужны люди, которые будут делать отчеты и объяснять то, что выводится на информационную панель для принятия дальнейших решений. С другой стороны, это опасения сотрудников среднего звена, пока не готовых убедительно комментировать предоставляемые руководству данные. Отсюда в целом возникает скепсис по отношению к самим данным. А без этого серьезное использование BI сложно представить». Петр Городецкий отмечает еще одну проблему – проблему некорректного ввода данных со стороны самих пользователей системы, что достаточно сильно влияет на общую картину анализа при использовании аналитики BI-систем.

Мнения

Кирилл Дубчак, директор департамента ИТ компании «Эльдорадо»:

Наша компания на протяжении многих лет использует инструменты бизнес-анализа и делает ставку на продукты Business Itelligence от компании SAP. Использование различных видов отчетности позволяет как проводить стратегический анализ, так и оперативно управлять ходом текущей деятельности. Сотни сотрудников, от руководства магазина до топ-менеджмента и акционеров, получают данные из аналитических систем онлайн (в том числе с мобильных устройств) и в виде e-mail-отчетов. С помощью средств автоматической отчетности ежедневно публикуются и рассылаются с разным уровнем доступа около 1800 различных отчетов. Гибкость интерфейса отчетности на текущий момент позволяет получать любые требуемые для анализа данные в достаточно короткие сроки, что обеспечивает быстрый анализ данных и принятие верных управленческих решений.

Владимир Наталевич, руководитель проектов компании «М.Видео»:

Благодаря внедрению решения по бизнес-аналитике руководство нашей компании может получать консолидированные данные по большинству процессов управления персоналом по всей сети магазинов (а их более 160). А наши HR‑специалисты теперь имеют современный гибкий инструмент аналитической отчетности, c помощью которого бизнес-пользователи – причем без поддержки ИТ‑специалистов – в интуитивно понятном интерфейсе эффективно работают с огромным массивом данных о кадровом составе всей нашей торговой сети.

Бизнес выбирает искусственный разум

Комментарии
Прямой эфир