Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
Байден подписал пакет законов о дополнительной военной помощи Украине
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Мир
СМИ сообщили о подготовке Швеции к ударам по энергетике в случае войны
Мир
Лукашенко избрали председателем VII Всебелорусского народного собрания
Мир
В США предложили продлить программу ленд-лиза для Украины
Мир
Власти Германии и Британии заявили о планах усилить присутствие в Прибалтике
Мир
Совбезы РФ и Ирана заключили меморандум о взаимопонимании
Мир
Байден заявил о выделении США гумпомощи Газе в размере $1 млрд
Общество
Депутаты внесли законопроект о мерах безопасности на зрелищных мероприятиях
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Армия
Испытания ракетно-космического комплекса «Рокот» начнутся в конце 2024 года
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Шаг вперед или назад

Что на Западе хорошо, то нашему образованию – смерть?
0
Шаг вперед или назад
Фото: ИТАР-ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Очевидно, что сейчас главная проблема нашей страны – это образование. А все остальные проблемы – и здравоохранение, и наука – вырастают из нее.

Ольга Свиблова, режиссер-документалист, директор Московского дома фотографии

Когда я поступала в вуз, право получать образование заслуживали мы, а не наши родители. Помню МГУ как место, которое надо было заслужить. И абсолютно не понимаю МГУ, где можно учиться на платном отделении. Может быть, это старая, не модная установка, но я считаю, что место в лучших университетах страны и мира – награда за умение думать и за работу по подготовке к экзаменам.

У меня поступление в МГУ проходило очень просто: в четырнадцать лет я решила, что мне нравится коммуникация с людьми. Я посмотрела, какие экзамены сдают на факультете психологии. В нашей математической школе с биологией было плохо, и я попросила маму помочь мне с учителем биологии. Она заложила все вещи в ломбард, два года была без зимнего пальто, без сапог, чтобы оплачивать занятия. За эти два года подготовки мы с репетитором прошли три курса программы МГУ. Я так полюбила биологию, что умудрилась сначала поступить на биофак, только на третьем курсе ушла, чтобы поступать на психфак: поняла, что все равно вижу мир сквозь призму психологии. Конкурс на факультет психологии был огромный – около 200 человек на место. Готовилась к экзаменам сама. Работала как проклятая: трудилась на почте, сдавала кровь, подрабатывала на психологических опытах. До сих пор помню – 1 рубль 50 копеек за два академических часа. Поступать мне никто не мешал, никто не помогал. Мысль, что за поступление можно быть кому-то благодарным, за исключением учителей, до сих пор кажется дикой. Когда нашла себя среди поступивших абитуриентов – это был самый счастливый момент в моей жизни.

Поступление в МГУ было временем дикого напряжения: 24 часа в сутки ты работал, по три часа спал. Учили, что сначала надо понять логику предмета, а все остальное – это факты, которые можно освежить в голове за ночь перед поступлением. Натаскивание на ЕГЭ – чудовищно. Чтобы ответить на вопросы, понимание логики предмета не нужно. Может быть, я тупой человек, но сегодняшний ЕГЭ я не сдам. Притом что сама работала репетитором по химии, биологии, истории и очень горжусь тем, что все мои ученики поступили, куда хотели. Хорошо знать факты, да, но помимо этого нужно систематическое мышление. Сегодня появилась новая эмиграция из страны: уезжают те, кто озабочен образованием своих детей. Те, для кого образование является главной ценностью. Эту идею пока не удалось вытравить из русской культуры. Но уничтожена система, которая обеспечивала эту ценность. Современное русское образование – салат, в который по кусочку надерган опыт других стран. И где, увы, отсутствует синтез.

Где сегодня учить детей? Частных гимназий и высших учебных частных заведений – пруд пруди, а что они дают, никому не известно. Хрущевское время было ориентировано на подъем науки. И это удалось: появились Новосибирский академический городок, Дубна, Черноголовка – то, что сегодня называется модным понятием «научные кластеры». А начиналось все со школ. Именно тогда появились школы с углубленным изучением различных дисциплин. В этих школах шел жесткий отбор наиболее одаренных детей, одновременно эти школы являются полигоном научных методических разработок для всей системы школьного образования. Время «физиков и лириков» – эпоха научных и культурных ценностей, а не материальных и карьерных достижений.

Я недавно общалась со студентами РГГУ, журналистами, через 3 месяца они бакалавры. На мой вопрос: «Что такое неофициальная культура и кто ее представители?» – получила ответ: Набоков. На следующий вопрос: «Когда Набоков уехал из страны?» – молчание ягнят. Симпатичные мальчики и девочки (из 30 человек две трети вообще были в музее впервые) не только не знали, когда умер Ленин, но были поставлены в тупик вопросом о том, когда случилась Октябрьская революция. Это – шок. На меня смотрят пустые взоры. Мы создали школу (Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко. – «Известия»), в которой я преподаю мало, потому что катастрофически нет времени. Но эта встреча со студентами сподобила меня на то, что в будущем году я буду преподавать. Ведь дальше была катастрофа. Спрашиваю: «Когда Ленин взял власть?» Молчание. На вопрос «Что делать?», который каждый нормальный человек задает себе и который мы задаем себе как страна, выбирающая стратегию будущего развития, мне кажется, первый и очевидный ответ – нужно знать свою историю.

Споры о том, сдавать или не сдавать сочинение, кажутся абсурдными. Только связная письменная речь учит человека мыслить. Сочинение – это главный проективный тест, по которому понятен потенциал абитуриента, независимо от выбранной им специализации. Думаю, что в целом идея ввести ЕГЭ разумна, это важный шаг адаптации нашего образования к зарубежным стандартам. Однако, работая над структурой ЕГЭ, изучая европейский и американский опыт, не надо забывать собственные традиции и достижения. Глупо смотреть кругом, забывая, что у тебя под ногами.

Сама по себе экзаменационная система, если она честно и умно организована, чем раньше вводится в школах, тем лучше. Экзамен – не только необходимость структурировать определенный кусок знаний, но и стресс. Многие его боятся. Я думаю, что этот опыт полезен и во взрослой жизни, так как, по сути дела, мы каждый день сдаем экзамен. Я благодарна школе и университету, что они подготовили меня к экзаменами, которые приходится сдавать во взрослой жизни каждый день – и на работе, и дома. Я благодарна, что полученное образование научило меня удовольствию решать задачи повышенной сложности и самой перед собой их ставить. Я горжусь нашей Школой фотографии, в которой учат замечательные профессионалы, а студенты и выпускники своими работами доказывают и в России, и за рубежом, что учились они не зря. Образование – непосредственная живая трансляция опыта, в идеальном случае – это счастливый энергетический обмен между учителем и учеником.

Слушала и записывала Дарья Бурлакова

Комментарии
Прямой эфир