Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Одессе отказались переименовывать улицы Жуковского и Бунина
Здоровье
Педиатр указала на опасность авиаперелетов для малышей
Мир
Американский постпред при ООН не упомянула США в контексте бомбардировок Нагасаки
Армия
МО рассказало о спасшем более 10 сослуживцев старшем прапорщике Збаразском
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Армия
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Спорт
«Металлург» в третий раз стал обладателем Кубка Гагарина
Общество
Родители избитых детей в детсаду будут добиваться увольнения воспитателя
Мир
Небензя назвал целью резолюции США по ядерному оружию в космосе очернение РФ
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Культура
Утерянную незаконченную работу Климта продали на аукционе в Вене за €30 млн
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В Белом доме заявили об отсутствии цели запретить TikTok в США
Армия
Депутаты внесли законопроект о досрочной демобилизации многодетных отцов

Умножающий печаль

31 мая в прокат вышел «Прометей» — первый за 30 лет фантастический фильм Ридли Скотта
0
Умножающий печаль
Кадр из фильма «Прометей». Источник: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Франшиза о «Чужом» — эпоха в истории кинофантастики. Первая часть появилась в 1979 году и моментально стала вехой в жанре научной фантастики, а режиссер Ридли Скотт, для которого «Чужой» был всего лишь второй работой в кино, моментально стал звездой. «Чужие» появились на свет только семь лет спустя, а снимал их еще один подающий надежды — Джеймс Кэмерон, в его послужном списке до «Чужих» значились «Пиранья 3D» и «Терминатор».

В кэмероновском исполнении клаустрофобичный фантастический хоррор превратился в эталонный фантастический боевик. Во времена, когда продолжения заведомо считались хуже оригинала, это был грандиозный успех.

Третья часть появилась в 1992 году. По замыслу продюсеров, талантливый дебютант Дэвид Финчер (известный тогда исключительно своими клипами на песни Мадонны) должен был вернуть сериалу дух оригинальной версии Ридли Скотта и талантливо завершить трилогию, прикончив главную героиню, лейтенанта Рипли (на таком финале настаивала сама Сигурни Уивер). И хотя результат был не так уж плох, фильм провалился в прокате и сильно подмочил репутацию франшизы. После «Чужого» Финчер смог вернуться в кино только три года спустя, поставив «Семь».

Но финалом третья часть не стала. Продюсеры четко уловили веяния нового времени и пять лет спустя выпустили в прокат «Чужой. Воскрешение», первый сольный проект француза Жан-Пьера Жене, до этого снимавшего в паре с Марком Каро. Будущий создатель «Амели» подошел к вопросу воскрешения Рипли (ее клонировали) радикально, привив умирающей франшизе типично французскую комедийную составляющую.

В результате мутаций всего за 20 лет Чужой изменился до неузнаваемости, а версия Жан-Пьера Жене хотя и смотрелась свежо, не имела ровным счетом ничего общего с фильмом Скотта, кроме того, что и там и тут были космические корабли, роботы-андроиды, Сигурни Уивер и хвостатые инопланетяне. 

Но нет, это было только начало. «Фоксы», как будто бы приняли решение раз в пятилетку выпускать на сцену новую версию «Чужого». В начале нулевых среди фанатов пошли слухи, что Ридли Скотт на пару с Джеймсом Кэмерон собираются подарить космическому монстру новую жизнь.

Однако в компании решили пойти по пути популяризации и выжать из популярности творения Гигера все соки: в В 2003-м свет увидело чудо под названием «Чужой против Хищника». Уже без космических кораблей, андроидов и Сигурни Уивер. Мечтать об объединении двух влиятельных и успешных персонажей в одном фильме не смел даже самый смелый фанат sci-fi. 

Но смотреть на то, как Пол Андерсон измывается над легендарными героями эпохи VHS, оказалось невозможно без слез. Фанаты рыдали, но провалиться фильму в прокате все-таки не позволили.

Окончательно добили легендарного героя еще одни дебютанты, братья Штраус, соорудившие для студии второсортный боевичок вдогонку «Трансформерам» под громкой вывеской «Чужой против Хищника: Реквием». И это был уже полновесный провал.

После той истории стало понятно, что киносериал нуждается в полной перезагрузке. А чтобы она произошла, из памяти зрителя надо стереть три последних фильма. Так на горизонте возникли проект «Прометей» и Ридли Скотт. Объявив, что в «Прометее» они раскроют главную тайну Чужих, «Фоксы» превратили фильм в самый ожидаемый блокбастер года. Память у фанатов оказалось короткой — мифология Чужих снова работала.

Ключевой в истории раскрутки проекта «Прометей», конечно, было имя Ридли Скотта. Имя для жанра научной фантастики абсолютно культовое. Он — член клуба, в который Джорджу Лукасу путь заказан. Его ранние шедевры — «Чужой» и «Бегущий по лезвию» — до сих пор являются эталоном жанра, как и созданный для них футуристический дизайн. И если будущее наступит, оно будет похожим на «Бегущего по лезвию». Оно уже похоже.

Возвращение Скотта к жанру фантастики после 30-летнего перерыва фанаты сериала заранее восприняли как триумф — никаких скидок на то, что последний удачный фильм Ридли Скотт снял 10 лет назад, а в ноябре мастер отметит 75-летие.

Самое ценное в «Прометее» — изящество, с которым Ридли Скотт плюет на формат высокобюджетных картин. Блокбастер — это «Люди в черном» и «Мстители», а «Прометей» — это изысканный многомиллионный артстрим, вдохновленный кубриковской «Космической одиссеей 2001 года» и «Бегущим по лезвию». Жанр, обреченный на вымирание. А по сути — стильная, холодная и бесстрастная антология современной фантастики.

В одной из древних пещер обнаружены древние наскальные рисунки. На основе этой находки пара ученых делает вывод, что Землю когда-то посетили инопланетяне. Рисунки — это карта звездного неба, а весь смысл развития человеческой цивилизации состоял в том, чтобы понять это и отправится навстречу с праотцами.

Ученым удается доказать свою гипотезу старику-мультмиллиардеру Питеру Уэйланду, который организует экспедицию в другую Галактику, где предположительно обитают предки землян. Пять лет спустя космический корабль «Прометей» пребывает на планету, которая была колыбелью человеческой цивилизации.

«Прометей» завораживает и разочаровывает одновременно — антология лишь систематизирует, но не прибавляет к уже известному ничего нового. Онтологические вопросы распадаются на много маленьких «почему», каждое из которых по отдельности, в сущности, не имеет никакого особого смысла.

«Космическая одиссея», следуя законам современного зрелища, просто не может не превратиться в «Чужого». Кажется, Ридли Скотту такой переход дается не слишком легко — явление Чужого не доставляет его создателю ровно никакого удовольствия. Половозрелые дети все-таки должны жить самостоятельно.

"Прометей" застревает в межжанровом пространстве эдакой яркой, сложносочиненной безделицей. В сущности довольно глупой.

— Я страшно разочарован. Тут ничего нет, — констатирует перед смертью философский и эстетический тупик заваривший всю эту кашу старик Питер Уэйланд.

Вопросов всё равно гораздо больше, чем ответов. За дверью оказывается еще одна дверь. Умножающий знания умножает печаль. Если короче — иди и смотри.

Комментарии
Прямой эфир