Суббота, 27 мая 2017
Мир 26 июня 2012, 19:15 Константин Волков

Профсоюз моряков опозорил Черное море

ITF намерена всерьез приняться за черноморских судовладельцев

Фото: ИЗВЕСТИЯ

Профсоюзы моряков стран черноморского бассейна, включая Россию, обнародовали доклад Международной федерации транспортных рабочих (ITF) под названием «Черное море позора», в котором рассказывается о плачевном положении моряков, работающих в этом регионе.

Сегодня здесь работает около 2,4 тыс. судов, из них 800 — старше 30 лет (нормальный срок службы судна — порядка 25 лет). Основная часть грузов — металл, уголь, цемент, удобрения. Чтобы бизнес был прибыльным, владельцу необходимо иметь 10 дней работы на каждые 10 дней простоя. Причем чем меньше судно, тем ниже прибыль владельца.

В таких условиях на моряках экономят насколько возможно. За 2,5 года, скажем, стало известно о более чем 300 случаях невыплаты зарплаты.

— Моряки расплачиваются своими жизнями из-за стремления судовладельцев сэкономить, — говорит морской координатор ITF Стив Коттон. — Хозяева компаний не обеспечивают им даже элементарных условий — например, страховок на случай потери трудоспособности и материальных компенсаций семье в случае смерти члена экипажа.

Как пример, он приводит судно Vera 1977 года постройки, затонувшее в феврале этого года. Vera была под надзором Российского речного регистра (РРР), ходила под флагом Камбоджи. Это дешевый «удобный» флаг, который можно получить, просто отослав документы по электронной почте. Флаги Камбоджи, Монголии и еще некоторых стран уже давно вызывают опасения у страховых компаний, поскольку под ними часто ходят суда, перешедшие все возрастные ограничения или связанные с темными делами вроде перевозки оружия и наркотиков.

Vera не справилась с погодными условиями в зимнем Черном море и затонула у берегов Турции. Из 11 членов экипажа (10 украинцев и один грузин) спаслись лишь трое. Поскольку страховки не было, семьи погибших ничего не получили.

Еще пример: грузовое судно Vasiliy, также под надзором РРР, ходившее под флагом Монголии, 11 октября 2010 года затонуло у побережья Керчи. Из 12 человек смешанной российско-украинской команды двое погибли, еще двое пропали без вести. Компенсации семьи также не дождались.

Это лишь примеры, касающиеся судов, за которыми надзирал Российский речной регистр. Всего же количество катастроф, происшествий, случаев невыплаты зарплат экипажам на Черном море исчисляется десятками.

ITF собирается раздувать из этого большой скандал, чтобы привлечь внимание государств черноморского бассейна к ужасающему положению моряков, говорят в Международном профсоюзе транспортников.

— Мы начали говорить об этих фактах именно сейчас, потому что с будущего года вступает в действие Конвенция по правам моряков, — пояснила координатор черноморского проекта ITF Кэтрин Хиггинботтом (в конвенции определяются минимальные стандарты жизни и зарплаты моряков. — «Известия»).

Однако Черное море — регион уникальный, в котором использование старых судов — способ для судовладельцев выжить, и насколько поможет изменить ситуацию активность ITF, неясно.

— Там перевозят в основном насыпные грузы на экспорт, по этой и другим причинам удобно использовать небольшие суда, — объясняет глава московского представительства юридической компании Remedy Андрей Шашорин. — Некоторые важные порты, например Ростов-на-Дону, находятся на реках, а это значит, что нужны суда типа «река-море». Между тем таких судов уже давно почти не строят, отсюда устаревший флот.

Зарплаты моряков также обусловлены тем, что некоторые компании имеют одно-два небольших судна, а значит, и прибыль у владельца невелика.

Но Международный профсоюз действительно заботится об интересах моряков, считает Шашорин. Другое дело, что иногда он делает это слишком агрессивно по отношению к судовладельцам.

Впрочем, есть и другое мнение.

— Это целенаправленная кампания профсоюзов в русле их генеральной стратегии захватить как можно больше власти в мировом судоходстве, — считает главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко.

По его словам, в других морях и океанах ситуация не лучше.

— Почему бы ITF не опубликовать мнения о новых судах китайской постройки?! — возмущается эксперт.

— Поднять скандал вокруг Черного моря легче всего, — объясняет Войтенко. — В Азии свои порядки, там к ITF мало прислушиваются. В Северной Америке свои профсоюзы, там им тоже ловить нечего.

А Турцию и ее судовладельцев можно вынудить делиться с профсоюзами путем экономического давления, считает редактор «Морского бюллетеня». Что же касается Украины или России, то здесь никакой особой борьбы вообще не требуется, они сами готовы отдать плавсостав и судовладельцев во власть профсоюзов.

Наверх

Мнения

Наверх