Новости, деловые новости - Известия
Понедельник,
20 октября
2014 года

Говорухин пообещал ограничения сверху, а Михалков — новый дебютный центр

«Письмо молодых кинематографистов» может иметь вполне ощутимые материально выраженные последствия

Говорухин пообещал ограничения сверху, а Михалков — новый дебютный центр

фото: Александр Матвеев/ИЗВЕСТИЯ

В среду днем в Союзе кинематографистов состоялся инициированный правлением СК и лично Никитой Михалковым круглый стол, посвященный так называемому письму молодых кинематографистов («Известия» подробно писали о нем в номере за минувший вторник) и тому резонансу, которое оно вызвало в профессиональной и журналистской среде. В ответ на обвинения в анонимности и предположения, что письмо, если судить по его стилистике, писали совсем не молодые люди, присутствовавшим на круглом столе были представлены несколько человек из 61-го «подписанта». В том числе и 32-летний режиссер-документалист, недавний выпускник ВГИКа Дмитрий Боголюбов, который сообщил, что именно он является автором фактически всего, что изложено в письме.

На вопрос «Известий», что же все-таки имели в виду авторы: ситуацию в студенческой среде и со студенческими фестивалями или вопросы более общие, Дмитрий ответил, что речь шла исключительно о студенческих фестах и конкурсах. Куда, по его словам, «позитивные» фильмы если и допускаются, то ставятся на самые неудобные сеансы и не получают никакого резонанса. А «чернуха» — в соответствии с социальным заказом, идущим в том числе и с Запада, — торжествует.

Однако, как это случилось и в самом письме, разговор постоянно переходил рамки темы студенческого кино и затрагивал вопросы более общие. В том числе и ключевой для всей этой ситуации вопрос: а существует ли вообще такое понятие, как «позитивное» и «чернушное» кино? Режиссер и сценарист Марина Разбежкина в своем вызвавшим недружные, но очень громкие аплодисменты выступлении говорила о том, что оба определения, по сути, ничего не обозначают. Что фильм бывает хорошим, или плохим — других критериев не существует. И что хороший фильм, каких бы мрачных тем он ни касался, просто не может получиться, если автор не любит своих героев. А любовь не бывает выборочной — только ко всему светлому. И авторы самых острых, трагических фильмов любят и свою родину, и своих героев такими, какие они есть.

Никита Михалков со свойственным ему красноречием в несколько иных формулировках повторил те тезисы, которые уже высказывал публично и общий смысл которых сводятся к тому, что ребята — молодцы, не подписались, потому что боялись: ведь в условиях «тоталитарной демократии и диктатуры либерализма» их затравят.

— Стоило им только отвернуться пятачком от корыта, в котором кормят помоями, так они сразу и получили, — сочувствует подписантам Никита Михалков и обещает им помощь в создании и молодежной комиссии при СК РФ, и некоей структуры, которая сможет привлечь государственные средства, для того чтобы снималось по несколько десятков дебютных фильмов в год.

Уже после круглого стола «Известия» спросили Михалкова, идет ли речь о создании Центра дебютного фильма и какие организационные формы он примет. Никита Сергеевич ответил, что — да, безусловно, идет. А относительно организационных форм решать будут сами молодые — Михалков и СК лишь помогут им в реализации планов. Естественно, последовал вопрос: о каких «молодых» идет речь? Только ли о тех, кто подписал письмо? Или и об их более успешных коллегах, попадающих на фестивали и получающих там призы, тоже? Михалков заверил, что площадка для обсуждения будущей организации станет открытой: СК пригласит к диалогу всех молодых кинематографистов, и произойдет это, скорее всего, осенью — в «мертвый» каникулярный сезон начинать новый проект бессмысленно.

В статье, посвященной «письму молодых», «Известия» высказывали предположение, что дело в материальном своем выражении как раз и сведется и идее Дебютного центра. И сейчас мы попросили исполнительного директора Фонда кино Сергея Толстикова прокомментировать возможность такого проекта.

Сергей Толстиков сказал, что ни он сам, ни Владимир Хотиненко и Карен Шахназаров, с которыми он обсуждал этот вопрос, не видят смысла в создании какой-то новой структуры.

— Нужна не структура, а ресурс, — полагает Толстиков. — Организации, которые готовы оперативно помогать в создании дебютов, уже существуют — это и Минкульт, и Фонд кино. Важно, чтобы им были предоставлены для этого дополнительные средства и чтобы дебютами занимались компетентные люди из среды уже состоявшихся кинематографистов. Собственно, есть люди, которые этим давно и успешно занимаются: Владимир Хотиненко, Алексей Учитель, Александр Котт, Валерий Тодоровский, не говоря уже о Никите Михалкове. Надо, чтобы они и продолжили, но с дополнительными ресурсами. Я знаю, что Минкульт тоже серьезно озабочен проблемой дебютов. Причем дебютами ведь называют и первые полнометражные фильмы режиссеров, с которыми они входят в индустрию, и короткометражки. Важно поддерживать и то, и другое.

И еще один важный момент, который возник на круглом столе вроде бы впроброс, но от которого, вполне возможно, в ближайшее время будет многое зависеть. В финале слово взял глава думского комитета по культуре Станислав Говорухин и сообщил, что те возможные изменения в культурной политике и ограничения сверху, вокруг которых сейчас столько слухов и спекуляций, действительно произойдут.

— Возможно, будут какие-то изменения. Цена культуры начинается с запретов. Ни одна из стран не живет без ограничений, — заявил Говорухин. Но ничего не конкретизировал. Возможно, что-то прояснится 29 июля: по информации «Известий», на этот день в СК намечено обсуждение мер по государственной поддержке кинематографа с участием министра культуры Владимира Мединского и его заместителя Ивана Демидова.   


Известия // среда, 27 июня 2012 года

Говорухин пообещал ограничения сверху, а Михалков — новый дебютный центр

Говорухин пообещал ограничения сверху, а Михалков — новый дебютный центр«Письмо молодых кинематографистов» может иметь вполне ощутимые материально выраженные последствия

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости сюжета «Российское кино»:

реклама

Интервью

Александр Велединский

режиссер

реклама