Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Санкт-Петербурге умер директор Музея истории подводных сил России Михаил Юрченко
Общество
СК сообщил о проведении следственных действий с замглавы Минобороны Ивановым
Мир
Армения отказалась от участия в Международной встрече по безопасности в России
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве
Происшествия
Сбитый БПЛА в Белгородской области повредил частный дом
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении беспилотника в регионе

Интернет-магазины требуют изменить закон «О персональных данных»

Торговцы настаивают на том, чтобы клик в поле «Согласен с условиями предоставления услуги» был законодательно приравнен к письменному согласию на обработку данных клиента
0
Интернет-магазины требуют изменить закон «О персональных данных»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российская ассоциация электронной торговли готовит предложения к поправкам к федеральному закону № 152 «О персональных данных», которые будут направлены в Государственную думу в начале сентября этого года. Один из пунктов поправок направлен на приравнивание клика к письменному согласию на обработку персональных данных.

— Если интернет-магазин обрабатывает персональные данные пользователя, то он по действующему законодательству обязан взять письменное согласие на это. В законе нет деления на электронное и неэлектронное согласие, пришло время это исправить, — говорит аналитик  Российской ассоциации электронных коммуникаций ( РАЭК) Глеб Шуклин. — Для каждого интернет-магазина брать согласие с пользователя нереально, поэтому клик должен быть приравнен к согласию на законодательном уровне. 

Вопрос о внесении поправок упоминался на заседании комиссии РАЭК по электронной коммерции, проходившем 18 июля. В нем приняли участие крупнейшие представители отрасли, такие как Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) и Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ). Присутствующие согласились, что нужно вносить изменения в действующее законодательство.

— Сегодня нельзя воспользоваться сервисом какого-либо сайта, пока пользователь не поставил галочку, что принимает политику конфиденциальности и политику обработки персональных данных, — говорит аналитик РАЭК Ирина Левова. — Клик — это согласие на какие-то условия, и хотелось бы приравнять его и галочку к письменной форме на обработку персональных данных.

Закон «О персональных данных» был принят 27 июля 2006 года, а в прошлом году в него были внесены поправки. В них переработаны действующие законодательные нормы, касающиеся обеспечения безопасности персональных данных при их обработке.

— После их принятия мы возмущались на тему того, что закон не выполним, — вспоминает Левова. — Мы выждали, чтобы убедиться, что он не работает в определенных моментах. И вот начали работать над поправками.

Статья 9, часть 4 ФЗ «О персональных данных» гласит: «обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных». По поводу данного пункта в Роскомнадзор за разъяснениями обратились представители интернет-магазина Ozon.ru. 31 октября 2011 года они получили ответ (копия есть в распоряжении «Известий»), в котором говорится: «форма согласия (проставление галочки или крестика в поле «Согласен») может быть приравнена к согласию в соответствии с ч. 1 ст. 9 федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, при котором требуется оформление письменного согласия субъекта персональных данных».

— Разъяснение Роскомнадзора носит неформальный и частный характер, и ссылаться на него как на источник права мы не можем, — говорит замдиректора юридического департамента онлайн-мегамаркета Ozon.ru Надежда Белова. — В то же время оно подтверждает сложившуюся практику в виде получения согласия на обработку персональных данных в форме проставления отметки в специальной графе так называемого «чекбокса», за исключением случаев, когда необходимо получать согласие в письменной форме на включение персональных данных в общедоступные источники персональных данных.

— В законе написано одно, Роскомнадзор подразумевает другое, и судьи не всегда однозначно трактуют нормы, — поясняет Шуклин. — В каких-то случаях соглашаются, что раз кликнул, то принял условия и приравниваются к письменному согласию, в других случаях — нет.

По мнению юриста «Инвесткафе» Дмитрия Шилова, изменение закона «О персональных данных» необходимо.

— Согласно ФЗ № 152 интернет-магазины нарушают действующее законодательство, и потенциально пользователь может потребовать возмещения морального вреда, а также убытков, хоть это маловероятно, так как будет сложно доказать, что данные были получены незаконно, — считает Шилов. — Субъект персональных данных, которым является гражданин, заказывает товар в интернет-магазине. Требования нынешнего законодательства понятны: государство предостерегает утечку персональных данных, которые могут быть использованы, например, для рассылки спама. А это непосредственным образом влияет на законные интересы граждан. 

По мнению Шилова, приравнивание клика к письменному согласию целесообразно, однако и в этом случае могут возникнуть проблемы — например, как подтвердить то, что именно сам гражданин предоставил эти персональные данные?

После того как поправки будут разработаны, представители РАЭК намерены согласовывать их с Минкомсвязью, Роскомнадзором и с профильным комитетом в Госдуме.

Комментарии
Прямой эфир