Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Очевидица теракта в «Крокусе» рассказала о переосмыслении ценности жизни
Армия
Весенний призыв в России начнется 1 апреля
Недвижимость
В Москве спрос на элитные квартиры больших площадей за два года удвоился
Происшествия
В Челябинской области женщина погибла в ДТП с минивэном
Мир
Туск заявил о переживании Европой предвоенной эпохи впервые с 1945 года
Мир
В США ужесточат контроль над нелегальными мигрантами после убийства студентки
Спорт
Захарова предрекла уничтожение олимпийского движения главой МОК
Недвижимость
Эксперт рассказала о трендах в планировке и интерьере частного дома
Экономика
Лихачев сообщил о заказе дополнительно 15 плавучих энергоблоков у «Росатома»
Политика
В Госдуме указали на воинственную риторику НАТО из-за давления США
Общество
Система санитарного контроля РФ помешала завозу шести опасных инфекций за год
Экономика
Экономист предрек рост упущенных доходов иностранных компаний после ухода из РФ
Происшествия
Под Волгоградом мужчина скончался после того, как съел самый острый перец в мире
Мир
Минэнерго Украины сообщило о массированной атаке на энергообъекты страны
Спорт
Глава МОК Бах заявил о решении России и Украины не бойкотировать Олимпиаду
Экономика
Новак сообщил о запуске первой очереди «Арктик СПГ – 2»

Государству — налоги, Церкви — десятину

Налоговый консультант Кирилл Никитин — о том, к чему приводит отсутствие «ценностного предложения»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ключевая проблема РПЦ в современном российском обществе заключается отнюдь не в недальновидном пиаре или же целенаправленных атаках таинственных сил то ли на ее главу, то ли на организацию в целом — в чем убеждены как ее противники, так и сторонники. 

Суть вопроса — в отсутствии четко сформулированного ценностного предложения, которое представлялось бы убедительным отнюдь не только ее адептам, количество которых, к слову, все же отличается от 70% причисляющих себя к «православным» участников различных не всегда четко методологически выверенных соцопросов.

Необходимость такого предложения связана с тем, что в конституционно отделенном от церкви государстве РПЦ живет на деньги налогоплательщиков вне зависимости от их мировоззрения. И до тех пор, пока Церковь не перейдет на формирование 100% своего бюджета из доходов от использования собственного (а не переданного государством на спорных правовых и нравственных основаниях) имущества; на пожертвования (причем не от госкомпаний, уменьшающих на их сумму причитающиеся государству дивиденды), включая десятину, и на уплачиваемый верующими в добровольном порядке церковный налог; пока Церковь не начнет приобретать на открытом рынке земельные участки под храмы и платить по рыночной стоимости за их подключение к коммуникациям; пока не станет компенсировать государству стоимость госохраны своих руководителей… — до тех пор готовность всё в большей степени осознающих себя налогоплательщиками российских граждан содержать организацию, пропагандирующую мировоззрение, которое они не разделяют или не в полной мере разделяют, будет во все возрастающей степени зависеть от наличия у такой организации важной социальной функции. Более того, такая функция не окажется лишней и при отказе от государственного финансирования.

Функция эта — вовсе не абстрактное поддержание моральных ценностей, а социальное призрение — давно известна и так же давно предложена обществу католическими и протестантскими церквями по всему миру. Они содержат хосписы для безнадежно больных и приюты для сирот, больницы и ночлежки, занимаются социальной реабилитацией  наркоманов, алкоголиков и бомжей, адаптацией ветеранов и жертв преступлений против личности.

Выполняя подобную функцию, создавая дополнительные уровни safety nets и одновременно снимая избыточную социальную нагрузку с государства, перекладывая ее на плечи тех, кто хочет и может нести эту нагрузку, церковь убедительно обосновывает свое существование в обществе и доказывает свою полезность. Реальная деятельность по обеспечению социального призрения говорит куда больше, чем благочестивые слова с амвона и экрана телевизора — не говоря уже о том, что и слова эти на фоне таких дел приобретают иной смысл и вес.

Но проблема в том, что РПЦ, похоже, вполне устраивает сложившееся распределение обязанностей, при котором социальное призрение полностью (в достаточном ли, или избыточном ли объеме — вопрос второй) осуществляется государством, то есть налогоплательщиками. И они же несут, в существенной доле, еще и «общехозяйственные» расходы по содержанию церковной инфраструктуры и штата, независимо от своего мировоззрения и отношения к православной религии и конкретной представляющей ее организации. 

Естественно, что на этом фоне на передний план выходят и получают гипертрофированное освещение вопросы, в принципе того не заслуживающие. От, мягко говоря, экстравагантных идей г-на Чаплина, оскорбительных (для того, кто хочет обидеться) заявлений иерархов о том, что все неверующие, видите ли, больны, и не менее провокационного выступления Pussy Riot — и до откровенно дискредитирующих не только РПЦ, но и встающую на ее защиту государственную судебную систему историй с «нанопылью» и «безвозмездной раздачей в храме Христа Спасителя предметов религиозного назначения в обмен на рекомендованный размер пожертвований». 

Православная церковь существовала века и просуществует еще долгие годы. Какое место займет она и представляющая ее сейчас РПЦ в российском обществе третьего тысячелетия — зависит от того, что она предложит этому обществу. Нынешнее ценностное предложение, к сожалению, неустойчиво, рассчитано на годы, а не века. И зависит от многих для такой институции весьма сиюминутных факторов.    

Комментарии
Прямой эфир