Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Джон Кейдж шагает по планете

Американский композитор-классик собирал живопись Явленского
0
Джон Кейдж шагает по планете
Вид выставки в Дармштадте. Работа Бернхарда Ляйтнера Soundcube. Foto: Wolfgang Günzel © Institut Mathildenhöhe Darmstadt
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мир празднует столетие со дня рождения Джона Кейджа (1912–1992). Американский композитор, эссеист и критик так многое определил в послевоенном искусстве, что сегодня в разных странах в его честь открывают выставки, проводят научные конференции и фестивали.

Один из фестивалей организуют Московская консерватория и пианист Алексей Любимов. Он откроется 5 сентября в Рахманиновском зале и продлится две недели. Среди участников — российские и американские музыканты.

Посвященные же Кейджу выставки проходят в Западной Европе. Главные — в австрийском Зальцбурге и в немецком Дармштадте. Почему Зальцбург — понятно, в этом музыкальном городе любят и знают не только Моцарта. А Дармштадт стал после войны родиной композиторов новой волны.

Здесь показывают самый сложный из всех мыслимых проектов — выставку о музыке. Хотя она называется «Дом, полный музыки: стратегии в музыке и искусстве», в самих залах стоит мертвая тишина: посетителям предлагают наушники. Без них делать нечего. Зато в наушниках — сотни мелодий, от классики до нынешней эстрады.

Это одна из лучших выставок года. В ней задействованы творчество и материалы 110 художников, музыкантов и композиторов, от партитур Эрика Сати до песен «Битлз», от инсталляций поп-артистов до видеозаписи 10-минутного концерта для двух велосипедов Фрэнка Заппы.

Видеоматериала очень много, показывают даже телеперформанс 1960 года «Путь воды» с участием лейки, ванны, массы сопутствующих предметов и самого Кейджа. Так что точно рассчитать время визита сложно: если смотреть все честно, понадобится не меньше двух часов. А если еще и слушать, то все четыре. Плюс время на посещение инсталляции Хайнера Геббельса. Она разместилась в резервуаре для воды в подвале огромного здания на холме Матильды, где проходит выставка. Немецкого композитора-авангардиста, возглавившего ныне Рур-триеннале, вдохновило творчество Кейджа и Гертруды Стайн.

Перекличек между различными искусствами в Дармштадте много, потому в зале соседствуют ставшие арт-объектами рояли и гитары, необычного вида партитуры (сами по себе искусство), работы Уорхола и Бойса. Эта мини-энциклопедия современно искусства точно отражает мир самого Кейджа, человека универсальных интересов, типичного мастера Возрождения.

Не зря в Зальцбурге его вознесли буквально до небес. Тамошняя выставка Кейджа, подготовленная совместно с берлинской Академией искусств, проходит в нависающем над городом Музее модерна. «Кейдж и...» занимает три этажа просторного здания. Каждый этаж отдан отдельной теме, из их сочетания и конструируется целое. Среди ингредиентов — произведения изобразительного искусства, которыми Кейдж увлекался, раздел о танце (повлиял и на него) и работы современных авторов, посвященные композитору. Впрочем, Кейдж и сам рисовал — относительно немного, но истово. Особый интерес вызывают работы, вдохновленные дзен-буддизмом, многое определившим в мировоззрении и эстетике композитора.

Среди же тех, кто восхищал самого Кейджа (им целиком отдан верхний этаж), есть и художники «Синей четверки». Эту группу придумала американская галеристка Галка Шейер. Она хотела познакомить американскую публику с творчеством европейских авторов и объединила Василия Кандинского, Пауля Клее, Лионеля Файнингера и Алексея Явленского.

Кейдж, увидевший их выставку, когда ему было 22 года, настолько воодушевился, что захотел немедленно купить «Медитацию» Явленского. Удивленная таким энтузиазмом студента Шейер продала ему картину в кредит. «Медитацию» показывают в Зальцбурге — вместе с «Головами» того же Явленского. Обе работы хранятся в частной немецкой коллекции, а всего у Кейджа было три полотна русского мастера.

Выставлены также Дюшан и Уорхол, Бакминстер Фуллер и Йоко Оно — все, кто попадал в орбиту его гения.

Кейдж воодушевляет и сегодня. Количество вдохновленных им произведений огромно, Музей модерна показывает лишь малую их толику. Например, те, что связаны со знаменитой пьесой «4’33’’»: ее название обозначает количество минут и секунд, когда исполнители на сцене не извлекают из своих инструментов ни звука.

Разглядывая порожденные этим опусом объекты и видеофильмы наших современников, не устаешь поражаться, как плодоносно иногда молчание. 

Комментарии
Прямой эфир