Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
25 апреля
2014 года

Следственному комитету расширят полномочия по возбуждению дел против VIP-персон

Законопроект о передаче следствия из ФСКН и МВД в СК предполагает новые изменения законодательства в части борьбы с коррупцией и возможности для заключения сделок со следствием

Следственному комитету расширят полномочия по возбуждению дел против VIP-персон

Фото: photoxpress.ru

Следственный комитет России (СКР) вскоре получит больше полномочий в возбуждении уголовных дел против VIP-персон. Это произойдет сразу после передачи в СКР основной части следствия от МВД и ФСКН. Соответствующие поправки в закон «О внесении изменений в отдельные законодательны акты РФ в связи с совершенствованием структуры органов предварительного следствия», по данным «Известий», направлены администрацией президента в правительство. Законопроект предусматривает также увеличение штатной численности СКР на 35 тыс. человек.

Как только документ будет подписан, следователи МВД и ФСКН поступят на новое место службы в подразделения СКР, а само следствие в силовых подразделениях будет ликвидировано. 

По данным «Известий», предельная численность нового СКР, который должен начать свою работу уже с 1 января 2013 года, составит более 60 тыс. сотрудников. Понятно, что ее увеличение более чем в два раза (сейчас в комитете работают около 25 тыс. человек. — «Известия») требует дополнительных бюджетных ассигнований и площадей — новых сотрудников необходимо где-то размещать.

По предварительной информации, на первый этап реорганизации СКР и на содержание «новобранцев» будет выделено из бюджета дополнительно около 97,5 млрд рублей.  

Несмотря на то, что официально о грядущем изменении в следствии пока не объявлялось, следователи МВД и ФСКН уже знают о них.

— Все сотрудники следственных подразделений уже знают о скором выводе за штат, а потому стараются поскорей закрывать старые дела, «подчищают хвосты» и находятся в тревожном ожидании, — рассказал «Известиям» источник, близкий к администрации президента. 

По его словам, опасения рядовых следователей неожиданно остаться без работы имеют под собой определенные основания. Во-первых, в СКР перейдут далеко не все 44 тыс. следователей МВД. Часть из них останется в прежней структуре, только перейдя в статус дознавателей. Во-вторых, определенную конкуренцию им составляют следователи ФСКН, хотя их достаточно немного — чуть более 2 тыс. 

Кроме того, например, следователи МВД опасаются потерять в зарплатах. 

— В МВД следователи традиционно получали меньше своих коллег из прокуратуры, а затем СКР. Но с января этого года оклады в МВД были резко увеличены, и следователи стали получать больше своих вечных конкурентов. И они не хотят снова терять в деньгах, — поделился с «Известиями» источник в МВД. 

Другой повод для беспокойства следователей — это переаттестация в СКР, на которую могут рассчитывать только выдержавшие испытательный срок в шесть месяцев.

Между тем составители законопроекта предусмотрели все моменты, чтобы следователи МВД и ФСКН после перехода на новое место службы в СКР не потеряли ни в званиях, ни в довольствии. Из документа следует, что всем бывшим сотрудникам силовых ведомств будут присвоены равнозначные звания, которые имеются у них сейчас. Также будут сохранены сроки и периоды отпусков, расчетные периоды зарплаты, пенсий, пособий и компенсаций, которые они получили на предыдущем месте работы. 

Что касается передачи уголовных дел от следствия МВД и ФСКН в СКР, то точная дата пока не установлена. Однако в законопроекте прописано, что передавать дела необходимо за две недели до вступления в силу изменений в законе. 

Всего же в единый следственный орган в следующем году перейдет 438 составов преступлений, а это более 2 млн уголовных дел в год.   

Уже с нового года следователи СКР будут заниматься расследованием уголовных дел средней тяжести, тяжкими и особо тяжкими. Например, убийствами, преступлениями, совершенными несовершеннолетними и в отношении них, наркотиками, оружием, взятками, превышением и злоупотреблением должностными полномочиями, мошенничеством. 

Более того, следователи СКР получат больше полномочий при возбуждении уголовных дел в отношении лиц, имеющих особый статус: судей, прокуроров, депутатов, сотрудников ФСБ, СКР, службы вешней разведки, ФСО, МВД, ФСИН, ФСКН, таможенников, сотрудников Минобороны. 

Согласно документу, уголовные дела в отношении депутатов и кандидатов заксобрания, прокуроров района, города, а также руководителей следственных органов, адвокатов и членов избирательной комиссии будут возбуждаться не только руководителем управления СК в регионе, где совершено преступление, но и иного приравненного к нему следственного органа. Исключение коснется лишь вышестоящих прокуроров и следователей — дела против них смогут возбуждать председатель СКР или его заместитель. А в отношении члена Центризбиркома и его председателя решение о возбуждении дела будет принимать лично председатель СКР. 

Как таковых следственных подразделений в МВД не останется, а нетяжкими преступлениями (мелкие кражи, угоны, побои и т.д.) станут заниматься полицейские дознаватели. Сейчас их работу координирует управление по организации дознания МВД. Однако в перспективе оно получит статус департамента. В него же вольется часть следователей МВД, которые не пожелают уходить из родного ведомства или которых не возьмут в СКР.

Также дознание останется за «профильными» статьями у пограничных органов ФСБ (незаконная добыча водных биоресурсов, незаконное пересечение госграницы и противоправное изменение госграницы). У Федеральной службы судебных приставов останутся семь статей УК РФ, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов, а также от погашения кредитов и т.д. У пожарного надзора останется три статьи УК РФ: «Уничтожение лесных насаждений», «Нарушение требований пожарной безопасности с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшему» и «Уничтожение чужого имущества при пожаре». Дознаватели ФСКН будут заниматься расследованием нетяжких преступлений, связанных с приобретением, хранением, перевозкой наркотиков, психотропных препаратов, равно как и с их использованием, организацией притонов и подделкой различных документов. 

Непосредственно следствие, кроме СКР, останется лишь у ФСБ. За чекистами сохранится лишь расследование специфических и секретных дел, относящихся к компетенции военной контрразведки. Например, терроризм, госизмена, шпионаж. 

При этом в законопроекте прописано, что в случае возбуждения уголовного дела по двум и более статьям УК РФ следствие будет вести тот орган, к чьей компетенции относится первичное преступление. 

Законодатели не обделили и прокуроров, несколько расширив их полномочия. Именно представители надзорного органа будут решать все споры о подследственности. Также прокуроры, как следует из законопроекта, станут принимать решение, какой следственный орган будет заниматься расследованием, если дела из разных подразделений будут объединены в одно производство. Однако в то же время следователям дано больше прав на обжалование решений прокуроров о возбуждении или отмене дел и т.п.

Авторы закона также хотят создать условия для популяризации заключения досудебных соглашений, а соответственно, для увеличения раскрытия дел и сокращения сроков тюремных заключений для тех, кто согласился добровольно рассказать о преступной деятельности и обличить соучастников.

Для этого вносится несколько поправок в УК РФ. В частности, из статьи «Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств» (ч. 2 ст. 62 УК РФ) могут быть исключены слова «и отсутствие отягчающих обстоятельств». Эта формулировка раньше отпугивала тех, кто раскаивался, но не заключал сделку со следствием, понимая, что суд не сократит ему срок вдвое, как предусматривает закон, именно из-за отягчающих обстоятельств.

Такую же формулировку разработчики предлагают внести в ст. 317.5 («Представление прокурора об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве») и 317.7 («Порядок проведения судебного заседания и постановления приговора в отношении подсудимого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве»). Все эти новации, по мнению законодателей, должны значительно упростить процедуру вынесения приговора в суде, а именно назначения более мягкого наказания. 

— Делается это для того, чтобы обвиняемый был уверен в том, что ему в суде действительно вынесут более мягкий приговор, к примеру штраф или условный срок. Пока же следствие не может гарантировать фигуранту дела, что суд не вынесет реальный срок, например, с заключением в колонии строгого или особо режима. Поэтому в законе и будут прописаны особые условия, — пояснил «Известиям» один из разработчиков законопроекта.  

Правозащитники приветствуют такие изменения в законе.

— Это самое крупное и важное изменение в уголовном процессе за последние минимум 20 лет. Даже принятие нового УК меркнет по сравнению с таким новшеством, — заявил «Известиям» руководитель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков.

И он сам, и юристы «Агоры» полностью поддерживают объединение следствия в одном органе. По словам Чикова, таким образом устраняется спайка между следователем и оперативником. При этом правозащитник отметил необходимость жесткого контроля за СКР. Он убежден, что наиболее эффективным был бы судебный контроль за следствием, но поскольку у нас он не применяется, необходимо расширять полномочия прокуратуры. В заключение Чиков добавил, что председатель СКР Александр Бастрыкин, если законопроект будет принят, в разы повысит свое влияние и станет одной из самых мощных фигур в стране.

Известия // понедельник, 10 сентября 2012 года

Следственному комитету расширят полномочия по возбуждению дел против VIP-персон

Следственному комитету расширят полномочия по возбуждению дел против VIP-персонЗаконопроект о передаче следствия из ФСКН и МВД в СК предполагает новые изменения законодательства в части борьбы с коррупцией и возможности для заключения сделок со следствием

скопируйте этот текст к себе в блог:
реклама

Интервью

Алексей Саватюгин

экс-замминистра финансов

реклама