Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Великобритании указали на неспособность поддержки Запада помочь Украине
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
В ЕК указали на продолжение применения директивы по защите украинских беженцев
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Арктическую нефть будет искать спецледокол

Конструкторы работают над проектом судна, которое должно разбивать льды и служить базой для подводных аппаратов и беспилотников
0
Арктическую нефть будет искать спецледокол
Фото: REUTERS
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Для точной разведки арктического шельфа будет использован специальный ледокол-лаборатория, к разработке которого уже приступили конструкторы, об этом «Известиям» рассказали в Минпромторге. В ОАО «Балтийский завод» подтвердили готовность участвовать в проекте, но предупредили, что пока не состоялся конкурс по выбору исполнителя, официально заявлять об этом рано.

При этом конкурс на разработку концептуального проекта научно-исследовательского ледокола уже объявлен, а «Балтийский завод» уже подготовил заявку для участия в нем. Разработать концепцию ледокола нужно до конца 2014 года, правительство готово заплатить за эту работу порядка 56 млн рублей.

— Но затраты будут больше, — объясняет собеседник «Известий», — по проекту предусмотрено софинансирование, так что можно говорить о стоимости проекта примерно 100 млн рублей.

В итоге должен получиться проект мощного судна внушительных размеров с научно-исследовательским институтом на борту. Согласно требованиям конкурсной документации, на ледоколе должны размещаться порядка 12–15 лабораторий общей площадью около 250 кв. м. Судно на минимально-устойчивой скорости в 1,5–2 узла сможет преодолевать льды толщиной около 2 м, плавать на 10 тыс. миль и автономно существовать три месяца.

Особое внимание заказчик уделяет оснащению ледокола, которое должно помочь обнаружить нефть и газ в Арктике. На борту судна будут измерительные комплексы, подводные аппараты и беспилотники. Для всего этого необходимо предусмотреть в конструкции специальные устройства, например шахты. Обеспечивать судно энергией, вероятнее всего, будет атомная установка — по крайней мере конструкторам следует проработать этот вариант, указывает конкурсная документация.

На данный момент неизвестно, насколько удачным будет проект и дойдет ли он в итоге до промышленного производства. Дело в том, что эффективного способа искать нефть на ледовом шельфе пока нет, но есть несколько вариантов: можно использовать подводные лодки со специальными датчиками (такой способ предлагали конструкторы из ЦКБ «Лазурит»), можно для установки датчиков разбивать льды с помощью динамита. Возможно, ледокол будет использовать сразу несколько способов разведки.

— Класс судов, которые ищут полезные ископаемые под водой, достаточно развит. Такие суда посылают под воду мощный акустический сигнал, а затем с помощью сети кабелей-датчиков, которые буксируются позади судна в определенной геометрии, принимают отражение этого сигнала. Исходя из его параметров выстраивается трехмерная модель поддонной поверхности на определенной глубине, — объясняет специалист по проектированию судов, ведущий инженер Института имени академика Крылова Александр Чемоданов. — Это дает возможность с разной степенью вероятности определить характеристики залежей. Во льдах подобные системы неприемлемы. Суда тащат до 20 кабелей-датчиков, в Арктике не протащить и одного.

По словам Чемоданова, работа над способами разведки Арктики идет с 2009 года, но сейчас эта деятельность еще больше активизировалась. Очевидно это произошло после того, как в начале августа к этому призвал премьер Дмитрий Медведев. Он назвал проект стратегическим, напомнил, что, по оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире, и обратил внимание, что конкуренты работают быстрее, поэтому надо действовать срочно.

Эксперты говорят, что иного выхода нет — запасы нефти на суше истощаются, кроме того, добыча углеводородов на российской части арктического шельфа — это еще и инструмент мировой геополитики.

— Это способ обозначить наши законные притязания на часть природных богатств полярного региона, — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его мнению, помимо решения экономических задач создание ледокола подстегнет развитие технологий, новых материалов и инженерных решений. Инвестиции в проект он считает оправданными.

Комментарии
Прямой эфир