Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Мир
Песков назвал поставки ATACMS Киеву подтверждением вовлеченности США в конфликт
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Общество
В Госдуме предупредили о новой схеме мошенников к 9 Мая для обмана пенсионеров
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Экономика
В ГД внесен законопроект о продлении помощи многодетным в погашении ипотеки
Экономика
ТПП предложила выделить 9 млрд рублей на развитие газомоторного топлива в РФ
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Мир
Литва на год продлила ограничения на въезд для граждан РФ и Белоруссии
Общество
Путин поручил обеспечить проектирование скоростной автодороги от М-4 «Дон» до Сочи
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Посольству РФ отказали в участии в церемонии по случаю освобождения Маутхаузена
Мир
В Великобритании число магазинных краж выросло до рекордного уровня

Бойс призвал к альтернативе

В Москве открылась выставка знаменитого художника-провокатора
0
Бойс призвал к альтернативе
Фото: ИТАР-ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Возможно, лучшая выставка сезона в Москве уже открылась. Это «Призыв к альтернативе» немецкого классика Йозефа Бойса (1921–1984), одного из важнейших авторов в истории искусства. Его первая ретроспектива в нашей стране — событие не только художественное, но и политическое, центральный пункт в большой программе мероприятий, организованных в рамках Культурного года Германии в России (он не совпадает с календарным и завершится в середине 2013-го).

Бойсу отвели весь второй этаж Музея современного искусства на Гоголевском бульваре. Можно было бы, конечно, и первый отдать: художник натворил столько, что хватит на пару зданий.  

Но немецкий куратор Ойген Блуме — человек опытный, он умеет относительно небольшим количеством произведений создать полноценный портрет. А тут количество соревнуется с качеством. В Москву из Германии привезли более двух сотен работ, отобранных из дюжины немецких собраний, как частных, так и публичных.

В итоге представлены все стороны деятельности Бойса: видеозаписи перформансов, рисунки и объекты. Вместе они складываются в единую картину, позволяющую понять, почему многие готовы видеть в художнике гуру современного искусства. Хотя поначалу его работы могут вызвать оторопь и даже шок. 

Вот на экране койот терзает Бойса, одетого в какие-то лохмотья (во время одного из перформансов тот три дня провел с животным; фильм об этом включен в экспозицию). Вот огромные куски гранита заполнили целый зал. А в многочисленных витринах расположились объекты без подписи. Витрина в целом является произведением искусства. И вообще, согласно эстетике автора, любой предмет может быть произведением, все зависит от нашего согласия считать его таковым.

Подобное искусство у нас не показывали при советской власти. Хотя Россия в жизни Бойса занимала важное место. Он был здесь солдатом во время Второй мировой войны, служил в авиации, его самолет сбили в Крыму в 1944 году. Позднее Бойс не раз рассказывал, как был спасен крымскими татарами, как они выхаживали его после ранения, натирали топленым жиром, укутывали войлоком. Отсюда и любовь Бойса к войлоку, он создал из него множество произведений, что видно и по московской выставке.

Но на самом деле, как выяснилось уже после смерти художника, он не попал к татарам. Его сразу спасли свои. Настоящее расследование этой истории провел другой художник, Йорг Херольд, его фильм «Кладбище героев» показывают на выставке.

Как сказал «Известиям» куратор Ойген Блуме, подобный жест типичен для Бойса.

— Я очень люблю фразу одного англичанина о том, что художник должен творить мифы, — заметил Блуме. — Придумав и озвучив эту историю, Бойс пытался таким образом противопоставить «господствующей расе», которой пытались в годы войны быть немцы, идею свободного народа-кочевника».

В рисунках Бойс предстает наследником европейского модерна — не зря несколько лет назад во Франкфурте показывали выставку «Роден и Бойс», где были наглядно представлены параллели в наследии обоих мастеров. Близость особенно заметна в бойсовских рисунках периода 1947–1964 годов. Их стилистическое единство с поздними акварелями Родена порой настолько сильно, что, если не читать сперва этикетки, не сразу поймешь, чья именно это работа. 

Бойс стал идеологом социального взгляда на искусство, а вовремя понятые им возможности масс-медиа для распространения арт-идей и собственного образа во многом определили его профессиональный успех, позволив получать заказы от госинституций и коллекционеров в формате «карт-бланш».

Впрочем, широкая публика все равно относилась к нему с известным скепсисом, держа в лучшем случае за провокатора, в худшем — за шарлатана. Чтобы проникнуться бойсовским пониманием прекрасного, надо быть открытым ко всему новому. Почему-то, когда речь заходит о современном искусстве, это особенно сложно. Но попробовать стоит. Койот уже никого не укусит.

Выставка продлится до 14 ноября.

Комментарии
Прямой эфир