Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
26 августа
2016 года

Наряд напрокат

Российских модниц хотят приучить брать вещи в аренду

Фото: ИТАР-ТАСС

Желание и тягу женщин к смене нарядов не могут истребить никакие финансовые кризисы и скачки инфляции. Да и количество поводов продемонстрировать новинку гардероба не сокращается. Правда, суммы, которые модницы готовы потратить на покупку роскошного платья, в последнее время несколько уменьшились. Но и тут ретейлеры пришли на помощь клиенту – в России развиваются сервисы по аренде одежды премиального класса.

В начале 90-х годов прошлого века среди россиян-модников не считалось зазорным одеваться в расплодившихся секонд-хендах. Более того, за самыми необычными и яркими вещами устраивалась настоящая охота. Даты очередных завозов поношенных вещей из Европы и США страждущие записывали в ежедневники и не пропускали ни одной распродажи в полуподвальных магазинчиках. Среди унылого дизайна новой России, отличавшегося дефицитом фантазии и моделей, секонд-хенды были чуть ли не единственной возможностью выглядеть оригинально.

Постепенно мода на несвежие, но настоящие Wrangler, льняные пиджаки с крутыми лейблами и толстовки с волшебной аббревиатурой NYDC сошла на нет. Существенная часть «полуподвалов» закрылась. Клиентура оставшихся секонд-хендов полярно изменилась – с нарождающихся богатых на неисчезающих бедных. Те, кто еще недавно в поисках заграничных товаров рылся в комиссионках, заработали на то, чтобы приобретать вещи из последних коллекций известных дизайнеров.

Однако большие расходы на одежду всегда были возможны лишь в благополучные времена. Кризис сокращал эту статью затрат, делал покупателей более разумными и требовательными. Особенно в сегменте дорогих нарядов. Эта черта потребительского спроса характерна и для последнего финансового коллапса. Эксперты рынка отмечают, что аудитория товаров класса люкс в России серьезно уменьшилась.

Вместе с тем покупательское желание надеть красивое и дорогое платье на очередную вечеринку никуда не исчезло. Некоторые предприниматели это учли и решили возродить секонд-хенды, но в несколько измененном формате. Они начали создавать фирмы по аренде люксовой одежды.

По заграничным лекалам

Dressrent-фирмы – выдумка не российская. На Западе подобные прокатные конторы работают чуть ли не с конца прошлого века и пользуются большим спросом. Например, в Великобритании очень известен онлайн-проект GirlMeetsDress с большим выбором вечерних и повседневных нарядов. В США особенно популярен сайт RentTheRunway.com с набором вечерних платьев и аксессуаров, а также обувной арендный сайт MontanaRader.com.

Одна из причин появления арендных сервисов, как говорят эксперты, «брендовая грамотность» среднего класса. На Западе этот процесс развивался в 80-х и 90-х годах. Результатом подобного «ликбеза», по словам управляющего директора Esper Group Дарьи Ядерной, стало то, что сегодня потребителями люкса за рубежом в значительной степени являются представители среднего класса. «Однако демократизация люксового сегмента делает его не настолько доступным, чтобы обеспечить возможность приобретать такие вещи на регулярной основе, особенно если речь о запоминающейся некоммерческой модели, которую можно надеть лишь один раз, – говорит Ядерная. – В данном случае на помощь потребителю как раз приходят сервисы по аренде».

Российские покупатели приступили к заучиванию одежных марок лет на десять позже. Так что и прокат у нас появился только сейчас. Есть и другая весомая причина отставания, которая заключается в формировании потребителей люксовых товаров. К постоянным клиентам этого сегмента – представителям «золотой молодежи» и к так называемым старым богачам – присоединились нувориши, начавшие формировать свои капиталы в секонд-хендовских костюмах и сумевшие достичь определенных высот благосостояния к середине нулевых годов. Но кризис 2008 года серьезно подорвал их платежеспособный спрос. Хотя и сохранил у них потребность в люксовых товарах и, что важно, необходимость поддерживать свой статус. В этой связи, как считают эксперты, и появился некоторый спрос на прокат одежды.

Твое – мое – наше

В результатах поиска по запросу «аренда платья» «Яндекс» только на первой странице выдает до десятка сайтов. Часть из них предоставляет в аренду свадебные наряды и маскарадные костюмы, но солидно представлены и те, что снабжают нарядными платьями. Среди них наиболее известные – FashionRent.ru, Rentaporte.ru, Dressrent.ru, Look100.ru, шоу-рум Clothing Rental Atelier.

Как правило, все они предлагают к прокату вечерние платья и аксессуары известных мировых дизайнеров. Среди них Gucci, Lanvin, Chanel, Rodarte, Alexander Wang, Vera Wang, Prada, Karen Millen и другие. Некоторые – например, Look100, Clothing Rental Atelier, FashionRent – включают в свои каталоги и вещи российских модельеров.

В отличие от офлайн-магазинов сайты по аренде в большинстве своем не соблюдают сезонности в коллекции, предлагая вещи, не имеющие ярко выраженной принадлежности к сезону. Хотя без обновления каталога дело не обходится, некоторые dressrent-фирмы делают это раз в два месяца, у других периодичность больше.

Баингом, то есть в данном случае подбором вещей в каталог, занимаются те, кто фирмой и владеет. Это означает, что желающим взять платье напрокат предлагают ориентироваться не на модные тенденции, а на вкус собственников компании. Главное, чтобы ваши взгляды на стиль совпали. «Наша самая первая коллекция составлялась из собственных платьев и платьев подруг», – приводит свой пример Наиля Замашкина, совладелица Look100.ru.

Впрочем, это не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Созданием прокатных контор в основном «увлечены» люди, приближенные к моде, а значит, в ней разбирающиеся и не лишенные вкуса. Например, FashionRent.ru развивают Александра Лаврова, племянница дизайнера Александра Арнгольда, и Евгений Тихонович, редактор журнала Elle. Clothing Rental Atelier создан сестрами Викторией и Еленой Мусса и Ольгой Урышевой. Виктория и Ольга в прошлом занимали редакторские посты в глянцевых журналах, а Елена сейчас работает стилистом в Нью-Йорке. Look100 и Rentaporte сотрудничают с профессиональными стилистами и имиджмейкерами. Проконсультироваться с ними можно при выборе платья как в онлайн-, так и в офлайн-режиме: заказ можно сделать не только по каталогу на сайте, но и в шоу-румах прокатных фирм.

Доступная роскошь

«Собственнический» подход к составлению товарного каталога, кстати, позволяет начать арендный проект с небольшими инвестициями – сами владельцы dressrent-сайтов говорят, что достаточно иметь $100 тыс. К тому же можно найти массу способов экономии на затратах. К примеру, Look100 предлагает собственницам дорогих платьев сдавать свою одежду через сайт. «Маркетинговая основа проекта – отдай свое платье, которое не носишь, в аренду, и мы поделимся с тобой доходом от проката, – рассказывает Наиля Замашкина. – Мы делимся 50% от стоимости аренды».

Невысокие затраты позволяют устанавливать низкие цены на прокат. Общее правило ценообразования – цена аренды составляет около 10% от стоимости платья. Так что в среднем она начинается от 1000 рублей за два дня пользования. Но есть и такие, кто позволяет нарушать себе «десятипроцентное правило». К примеру, на Rentaporte вечернее платье Gucci, которое стоит 75 тыс. рублей, можно арендовать всего за 2 тыс.

Чтобы сохранить ценность люксового секонд-хенда, а заодно и чувство ответственности у покупателя, dressrent-фирмы работают по схеме залога. Его размер может составлять от 2 до 20 тыс. рублей за вещь. Если постараться, то можно найти сайты, которые сдают платья без залога. Таких немного, но, чтобы привлечь клиентов, компании готовы пойти на такой риск. Единственное, что их защищает от недобросовестного пользователя, – штраф за просроченный период проката. Обычно суточная задержка равна стоимости суточной аренды платья.

Плата за прокат включает в себя исключительно пользование нарядом. Все расходы по химчистке и поддержанию его товарного вида ложатся на фирму. В компаниях утверждают, что обработка платьев очень тщательная, после чего они совершенно безопасны с точки зрения гигиены. Однако если доверие клиентов к чистоте изделия удалось сформировать, то с чистотой информации дела обстоят деликатнее. Ведь зачастую, пользуясь услугами проката, клиенты хотят не столько сэкономить на покупке платья, сколько произвести мнимым разнообразием люксового гардероба впечатление собственного финансового достатка. Эксперты обращают внимание на то, что конфиденциальность – одно из самых уязвимых мест dressrent-сайтов. «Успех подобных проектов в России во многом зависит от конфиденциальности, – считает Дарья Ядерная. – Для многих потребителей важно, чтобы окружающие не узнали, что вещь была арендована, и считали ее купленной». В ответ на эти экспертные сомнения, представители фирм говорят, что информация о клиенте дальше регистрационных форм их сайта не выходит.

Молодо-зелено

Интересно, что мало кто беспокоился о конфиденциальности, когда в России начали появляться закрытые шопинг-клубы и сайты распродаж премиальных марок. По сути, купленная с огромной скидкой брендированная вещь тоже не повышает статуса ее владельцу. Между тем сейчас эти сервисы очень популярны среди россиян. К примеру, основанный в кризисный 2008 год шопинг-клуб KupiVip и входящие в его структуру сайты онлайн-торговли сейчас ежедневно посещают более 500 тыс. пользователей.

Именно с этими форматами торговли, по мнению Дарьи Ядерной из Esper Group, могут конкурировать арендные сайты. «С другой стороны, косвенную конкуренцию такого рода проектам составляют аутлеты и стоки люксовых брендов, включая зарубежные проекты, причем как офлайн-, так и онлайн-версии», – считает она.

Представители шопинг-клубов не видят большой угрозы со стороны dressrent-фирм. «Сама бизнес-модель этих компаний накладывает на них ограничения в конкуренции, – уверена Анна Золина, директор по рекламе и связям с общественностью «Приват-трейд» (развивает сервисы KupiVip, KupiLuxe, ShopTime). – Прокатным фирмам сложно поддерживать широкий ассортимент, глубину размерной сетки моделей, к тому же частота обновления коллекций у них не высока». «Конечно, нельзя сравнить популярность подобных сайтов в России с их западными аналогами, насчитывающими миллионы зарегистрированных пользователей, – высказывает свою точку зрения Анна Лебсак-Клейманс, гендиректор Fashion Consulting Group. – В России бизнес проката на сегодняшний день не представляет серьезной конкуренции для традиционной розницы на премиальном рынке одежды».

Владельцы dressrent-фирм и сами скромно оценивают свои нынешние позиции. Даже бои за клиентов между собой они не ведут. «Конкуренция начинается тогда, когда есть устойчивый регулярный спрос. Пока мы с конкурентами занимаемся популяризацией аренды в обществе. Популяризацией самой идеи – не владеть чем-то, а взять, поносить и отдать обратно», – объясняет Наиля Замашкина.

И тем не менее перспективы у этого направления одежного рынка есть. «В будущем возможно появление прокатных компаний в крупнейших городах, – полагает Дарья Ядерная. – Вероятнее всего, это будет формат интернет-магазина, который сможет работать на широкой территории, предоставлять большой ассортимент и обеспечивать возможность непересекающегося выбора». Хотя, конечно, массовой эта услуга вряд ли станет. Что ж, секонд-хенды в начале 90-х тоже посещали далеко не все.

На правах рекламы
Известия // пятница, 21 сентября 2012 года

Наряд напрокат

Наряд напрокатРоссийских модниц хотят приучить брать вещи в аренду

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке