Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Надеюсь, что Терпсихорам удастся не разбить яйцо

Виктория Саймон — о том, как солисты Большого театра танцуют Баланчина
0
Надеюсь, что Терпсихорам удастся не разбить яйцо
фото: Павел Баранов/ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

4 октября репертуар Большого театра пополнит балет Игоря Стравинского и Джорджа Баланчина «Аполлон Мусагет». Хореографический раритет русским артистам передала балетмейстер Фонда Баланчина Виктория Саймон, большой знаток наследия мастера. Накануне премьеры с гостьей встретилась корреспондент «Известий».

—  Г-жа Саймон, по чьей инициативе «Аполлон Мусагет» появился в Большом театре?

— Так решил Сергей Филин, художественный руководитель балета Большого театра. Он обратился к фонду Баланчина и получил разрешение, потому что у нас уже были совместные постановки, и Фонд доволен тем, как баланчинские балеты исполняются в Большом театре.

— Но недавнюю премьеру «Драгоценностей» московские критики оценили очень низко. Ругали за неудачные декорации и костюмы, за небрежность в танце и плохое чувство стиля. Ваши коллеги по Фонду плохо поработали?

— Не думаю, что это вина танцоров, постановщиков, репетиторов или кого-то внутри театра. Скорее вина публики. Наверное, она не была готова к тому, что увидела. Чего ожидали? Большей зрелищности? Каких-то нюансов? Я буквально на днях смотрела «Драгоценности», артисты Большого прекрасно справляются, танцуют замечательно. Возможно, на премьере было не совсем так. Но прошло время, артисты попрактиковались, свыклись с техникой Баланчина.

—  Возможно, и свыклись, но антибаланчинские декорации остались. Довольны ли вы солистами, с которыми репетировали «Аполлона»? 

— Мне нравятся танцоры Большого, у них прекрасная школа, хореографический текст они перенимают точно. Сложнее было понять музыкальность этого балета, его сложную структуру, ну и, возможно, характер персонажей — Аполлона и трех его муз, Терпсихоры, Полигимнии и Каллиопы.

— Репетировали долго?

— Нет, всего две недели. Необычайно мало для постановки такого балета.

— Сколько составов подготовлено? 

— А вдруг это секрет и мы не должны этого говорить? Но так и быть. В первом составе танцуют Семен Чудин, Ольга Смирнова, Анна Тихомирова, Анна Никулина, во втором — Артем Овчаренко, Евгения Образцова, Анастасия Сташкевич, Дарья Хохлова, в третьем — Вчеслав Лантратов, Екатерина Крысанова, Мария Виноградова и Кристина Кретова. Составы, конечно же, отличаются, — у артистов разный опыт, разные физические данные. Так в любом исполнительском искусстве — музыканты тоже играют одни и те же ноты, но звучат по-разному.

— Насколько сейчас востребован «Аполлон Мусагет»?

— Знаю, что этот балет идет в Словении, в прошлом году я ставила его в Оклахоме. Наверняка, есть и в других театрах. «Аполлон» не теряет актуальности, и его будут ставить еще много лет. В репертуаре Нью-Йорк Сити Балле он тоже сохранился. Шел как раз недавно, в рамках специальной недели, посвященной сотрудничеству Баланчина и Стравинского.

— «После меня мои балеты умрут», — говорил Баланчин.  Действительно ли он был против долгой жизни своих балетов?

— Не совсем так. Скорее он думал, что когда умрет, его балеты умрут вместе с ним. Но люди, которые с ним работали, стараются сделать так, чтобы этого не произошло. В последнее время его наследие действительно пользуется огромным спросом. Если раньше каждая уважающая себя труппа должна была ставить «Жизель» и «Лебединое озеро», то теперь все считают своим долгом поставить какой-нибудь балет Баланчина.

— Каких танцевальных  качеств требуют его постановки? 

— Прежде всего, у артистов должна быть очень хорошая подготовка в классическом балете. Но у техники Баланчина есть и свои особенности, в частности, быстрая работа ног. И, возможно, именно этого не хватает в русской школе. Но это проблема не только Москвы, но и многих балетных школ мира. Конечно, при подготовке балетов Баланчина необходимо проводить еще и специальные классы по его технике. Жалею, что не упомянула этого условия в разговоре с Сергеем Филиным. 

— Вы много сотрудничали с Баланчиным, каким он вам запомнился?

—  Впервые я поработала с ним еще ребенком, станцевав Рождественского леденца в «Щелкунчике», потом танцевала в его труппе. Кроме того, он каждый день сам вел классы. Я достаточно много с ним поработала, это был прекрасный опыт. Конечно, я его боготворила. Для всех нас он был отцом, даже отчасти богом. Но общаться лично с ним было довольно сложно, он был достаточно закрытым человеком. Больше всего времени я провела с ним, когда впервые переносила его балет. Как раз «Щелкунчик», в Германии. Он приехал в Кельн на последнюю неделю постановки и почти каждый вечер приглашал меня в ресторан, поил водкой, приучил к селедке под шубой. Он вообще очень любил еду, понимал в ней толк, прекрасно готовил.

— Правда ли что Баланчин подбирал духи для своих балерин?

— Да, это так. Я лично не получала таких подарков, но подобные случаи мне известны.

— То есть с танцем разных балерин у него ассоциировались разные ароматы.  Он часто прибегал в работе к необычным сравнениям, метафорам? 

— Он любил их употреблять, когда вел классы. Когда хотел добиться нужной скорости, приводил в пример быстрого гепарда. Однажды во время моего выхода в одном из балетов, он сказал: «Представь, что вон там, в конце сцены, тебя ждет мороженое». А когда мы прыгали, говорил: «Представьте, что на полу лежит яйцо, и вы не должны его разбить». Таким тихим и аккуратным должен быть прыжок. 

— Нашим артистам это удается?

— Пока не очень. Это как раз то, что я должна сказать Терпсихорам. Надеюсь, на премьере все получится.

Комментарии
Прямой эфир