Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Мир
Песков назвал поставки ATACMS Киеву подтверждением вовлеченности США в конфликт
Экономика
В ГД внесен законопроект о продлении помощи многодетным в погашении ипотеки
Мир
Дания увеличит военную помощь Украине на $630,5 млн
Общество
В Госдуме предупредили о новой схеме мошенников к 9 Мая для обмана пенсионеров
Мир
В Днепропетровской области сообщили о повреждениях инфраструктуры
Политика
В Госдуме объяснили попытку атаки на Белоруссию
Экономика
ТПП предложила выделить 9 млрд рублей на развитие газомоторного топлива в РФ
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Мир
Литва на год продлила ограничения на въезд для граждан РФ и Белоруссии
Общество
Путин поручил обеспечить проектирование скоростной автодороги от М-4 «Дон» до Сочи
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Посольству РФ отказали в участии в церемонии по случаю освобождения Маутхаузена
Экономика
В России выдачи кредитных карт выросли на 12%

ФАС против объединения столичных аэропортов

Конкуренция между Шереметьево и Домодедово привела к качественному обновлению их инфраструктуры, считают в Федеральной антимонопольной службе
0
ФАС против объединения столичных аэропортов
Фото: Глеб Щелкунов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила против проекта Минтранса по объединению аэропортов Московского авиаузла (МАУ). В письмах в правительство и Минтранс (есть в распоряжении «Известий») ФАС критикует проект техзадания по созданию единой госкомпании, консолидирующей госимущество аэропортов. В антимонопольном ведомстве полагают, что объединение лишит Московский авиаузел главного фактора развития — конкуренции.

Идея объединения аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово обсуждалась в Минтрансе еще в апреле. В госкомпанию предлагалось передать госимущество аэропортов (взлетно-посадочные полосы и прочую инфраструктуру), а также госпакеты акций операторов аэропортов.

Минтранс объяснял свою инициативу необходимостью более эффективного распределения бюджетных средств между аэропортами. Выделяемые им на реконструкцию деньги предложено направлять единой госкомпании, которая сама распределяла бы их между аэропортами. Такая структура могла бы перераспределять и пассажиропотоки — к примеру, в случае реконструкции ВПП одного из аэропортов. При этом Минтранс не акцентировал внимание, что единственный частный аэропорт в МАУ — «Домодедово» — при объединении должен утратить самостоятельность. Контрольный пакет в создаваемой компании будет у государства.

В августе проект объединения был представлен президенту Владимиру Путину, который одобрил его и направил в правительство — с поручением до середины ноября проработать его с представителями Домодедово. Рабочую группу возглавил вице-премьер Игорь Шувалов.

До сих пор против планов правительства по объединению аэропортов выступало только руководство Домодедово. Теперь на защиту частного аэропорта встала и ФАС.

ФАС указывает, что в мире есть примеры как централизованного управления аэропортами мегаполиса, так и конкурентной модели. В Москве исследований по этому поводу не проводилось. А из проекта Минтранса следует, что «развитие МАУ на базе создания единой компании, консолидирующей государственные активы аэропортов, уже является приоритетной моделью развития».

— В Московском авиационном узле конкуренция между аэропортами, прежде всего, Домодедово и Шереметьево стала в последнее десятилетие одним из значимых факторов высоких темпов роста пассажиропотока и качественного обновления инфраструктуры, — напоминают представители ФАС.

По мнению антимонопольного ведомства, готовить предложения по поводу объединения имеет смысл только после разработки оптимальной модели развития МАУ, если она покажет целесообразность создания единой компании.

Представители Домодедово не смогли оперативно прокомментировать, как повлияет письмо ФАС на развитие событий.

Главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров разделяет озабоченность службы.

— Это ничем не оправданное искусственное объединение, которое приведет к монополизации достаточно здоровой конкурентной среды, — полагает эксперт.

По его словам, за последние десять лет конкуренция «ракетой выпихнула московские аэропорты на совершенно другой качественный уровень». Гусаров поясняет, что возможность для авиакомпаний выбрать аэропорт с более комфортными условиями заставляет операторов снижать стоимость авиаобслуживания. Это, в свою очередь, сдерживает рост цен на билеты.

По его мнению, объединение аэропортов не решает декларируемые Минтрансом задачи, но может быть использовано для передела собственности. В частности, по-прежнему не ясно, на каких условиях объединенная госкомпания изымет у частного аэропорта Домодедово взлетно-посадочные полосы и другое госимущество, сданное ему в аренду. Напомним, что в 1998 году ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» заключило с ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (ФГУП «ААД») договор аренды федерального имущества сроком на 75 лет с правом пересмотра платы раз в пять лет по обоюдному согласию. Пересмотр договора должен был состояться в октябре 2011 года, но переговоры о ставке затянулись. В сентябре, как сообщали «Известия»,  «Росимущество» согласовало с оператором аэропорта Домодедово новую ставку аренды федерального имущества на уровне 410,4 млн рублей в год. Ставка увеличилась в четыре раза по сравнению с предыдущим соглашением.

Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк считает, что нынешнее письмо ФАС если и не отменит решения об объединении, то по крайней мере затормозит его принятие.

— Скорее всего, проект попытаются как-то изменить, чтобы он подходил под требования ФАС. Например, исключат из объединения один из аэропортов, чтобы сохранить конкуренцию. Решение об объединении выгодно лицам, которые хотят перевести частный аэропорт в госсобственность, чтобы иметь над ним контроль. Они будут настаивать на объединении, несмотря на доводы ФАС. Все будет зависеть от того, чей административный ресурс окажется сильнее, — рассуждает Шенк.

— Письмо ФАС в некоторой степени сможет повлиять на принятие решения. Но, как правило, такого рода вопросы решаются в кабинетах власти, — говорит аналитик ИК «Финам» Алексей Захаров.

Эксперт уверен, что объединение московских аэропортов не имеет смысла, так как нет возможности организовать между ними приемлемое взаимодействие.

— На Западе есть такие объединения. В частности, в Париже существует компания, которая управляет несколькими аэропортами. Но там цель — снижение управленческих расходов, а у нас, как обычно, вся администрация останется на месте, появится лишь дополнительная «надстройка», — уверен Захаров.

У рабочей группы есть месяц, чтобы доработать проект с учетом позиции ФАС. Затем предложения по объединению будут рассмотрены премьером.

Комментарии
Прямой эфир