Резо Габриадзе привез в Москву выставку и два спектакля о любви
В ГМИИ имени Пушкина открылась персональная выставка Резо Габриадзе. На ней представлены живопись, графика, скульптура и куклы. 2 ноября куклы выйдут на сцену Студии театрального искусства. Созданный Резо Габриадзе Тбилисский театр марионеток привезет в Москву спектакли «Сталинградская битва» и «Рамона».
Выставку открывала директор ГМИИ Ирина Антонова. Она говорила: «Существует выражение «скрипка Энгра». Оно означает «второе призвание», поскольку великий художник играл в оркестре. К Резо Габриадзе это выражение неприменимо, потому что он играет на всех инструментах и делает это как высокий профессионал».
Большинству людей Габриадзе известен как автор сценариев «Не горюй» и «Мимино», «Кин-дза-дза» и «Паспорт», «Чудаки» и «Необыкновенная выставка». Его живописные, графические, скульптурные работы хранятся в государственных и частных коллекциях многих стран мира. 182 экспоната представлены в небольшом зале ГМИИ. Целая галерея портретов — от Льва Толстого (лицо которого на картине напоминает большую проросшую картофелину) до Юрия Норштейна (похожего на гневливого и розовощекого языческого бога).
Изображения никак не назовешь реалистическими, но не узнать лицо с портрета, если видел его хоть раз в жизни, невозможно. К тому же каждый портрет выполнен в особом стиле: изображение Солженицына отсылает к древнерусским фрескам, а Михаила Жванецкого — к Марку Шагалу. Есть и керамический Святослав Рихтер, есть и бронзовый Александр Володин.
Много жанровых сценок, живописных и ароматных, как грузинское кино 1960-х годов: «ЗАГС — могила любви» или «Битва портного с закройщиком». Есть натюрморты, хотя это слово Габриадзе не подходит: «Я христианин, православный, и вы не найдете ни частицы, самой мелкой, без Божества. Все — он. Даже притяжение и законы Ньютона. А кто еще? Больше некому все это сделать».
В экспозиции представлены и марионетки. Сейчас они безжизненно болтаются на стенде, но скоро оживут в гениальных спектаклях тбилисского театра. Кстати, одна ожила прямо в музее. Кукла «Святослав Рихтер» вышла на импровизированную сцену и расцеловалась с куклой «Ирина Антонова». Такой замечательный сюрприз, своего рода приношение «Декабрьским вечерам», подготовил Резо Габриадзе к открытию персональной выставки.
Конечно, в ГМИИ имени Пушкина представлена серия, посвященная Пушкину. В том числе иллюстрации Резо Габриадзе для книги Андрея Битова. Дружат они давно, и не случайно кукла «Андрей Битов» принимает участие в спектакле «Сталинградская битва». Сам же Битов обозвал Габриадзе «художником-жадиной»: «Только он сам знает цену тому, что делает». Михаил Жванецкий, книгу которого тоже иллюстрировал Габриадзе, с такой характеристикой не согласился: «Широта, доброта, отношение к таланту как к чему-то, что можно расходовать щедро, — это мы видим в его работах, фильмах, спектаклях».
При входе на экспозицию установлен картонный макет Часовой башни. Резо Габриадзе возвел ее рядом с Тбилисским театром марионеток. Об архитектурном устройстве башни, о том, как она вписана в городской пейзаж, о средневековом ангеле, который дважды в день бьет в колокол, возвещая начало кукольного представления, можно слагать поэмы. А в музее ее макет установлен между слепками с античных статуй богини Геры и Лисикрата, и Резо Габриадзе не видит в этом особого смысла. Хотя смысл есть. Искусство Габриадзе, в сравнении с античными колоссами, очень маленькое, а все равно великое.