Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Туризм
Нацпроект по туризму получит 403 млрд рублей финансирования до 2030 года
Мир
В ЕС задумались о причинах блокировки Западом мирного соглашения по Украине
Туризм
Путин пообещал создать к 2030 году туринфраструктуру во всех нацпарках РФ
Общество
Певица Mona назвала честью возможность участвовать в проекте «Голос мой услышь»
Армия
Путин поздравил бригаду управления ВС РФ с присвоением звания «гвардейская»
Мир
Зеленский заявил о неготовности ВСУ к обороне в случае крупного наступления ВС РФ
Происшествия
Губернатор Севастополя сообщил о падении военного самолета в море
Политика
Лавров заявил об отсутствии оптимизма в отношениях Москвы и Еревана
Общество
Морской пассажирский транспорт приостановил движение в Севастополе
Общество
Представители Молодежного крыла Народного фронта восстанавливают храм в Авдеевке
Мир
Небензя указал на попытки США удушить КНДР односторонними рестрикциями
Общество
Фонд «Гольфстрим» займется распределением помощи для пострадавших в «Крокусе»
Политика
Постпред РФ при ОБСЕ усомнился в искренности осуждений Западом теракта в «Крокусе»
Мир
Рынку ЕС предрекли трудности с случае ввода пошлины на зерно из РФ
Мир
Глава МИД Танзании в разговоре с Лавровым решительно осудил теракт в «Крокусе»
Мир
Французский генерал призвал Макрона подумать о реакции РФ в случае отправки войск

Сделать выбросы невыгодными

В Государственной думе РФ ведут работу в этом направлении
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сделать выбросы невыгоднымиНужны ли Подмосковью мусороперерабатывающие заводы? Каких изменений требует буква закона, когда мы говорим об охране окружающей среды? На эти и другие злободневные для экологической сферы вопросы «Известий» ответил Владимир Кашин, председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной думы РФ.

Каких экологических законов (постановлений) сейчас действительно не хватает нам? В чем страна остро нуждается? Над чем идет работа?

Сегодня в комитете находится пакет законопроектов, принятие которых создаст новую базу для формирования экологической политики нашего государства. Это целый набор стимулов для разработки и реализации хозяйствующими субъектами технологических решений с новым уровнем безопасности и эффективности использования природных ресурсов.

Очевидно, что поступательное развитие экологического законодательства России невозможно без осуществления перехода на новую систему экологического нормирования, что должно стать инновационным направлением государственной экологической политики. Этому важному вопросу посвящен законопроект, предусматривающий переход на систему нормирования на основе апробированных и позитивно зарекомендовавших себя в странах Европейского союза технологий.

Среди важных нововведений, предлагаемых этим законопроектом, стоит отметить дифференциацию предприятий по значимости воздействия на окружающую среду. Как известно, 95% загрязнения осуществляют примерно 2% предприятий, поэтому по отношению к таким предприятиям предлагается усилить меры государственного регулирования, а по отношению к остальным – снять излишние административные барьеры.

Если говорить о тенденциях развития экологического законодательства, то стоит отметить, что, как известно, основной формой упорядочения и одновременного содержательного развития законодательства могла бы стать его кодификация. Наличие на сегодняшний день большого объема нормативных актов, часто противоречащих друг другу, дает веские основания считать, что задача кодификации в области охраны окружающей среды является объективно необходимой, но и крайне трудной. Во многих других странах – например, в Чехии, Швеции, Франции, Казахстане – уже накоплен позитивный опыт кодификации экологического законодательства. Разработка и принятие Экологического кодекса Российской Федерации позволит подойти к совершенствованию экологического законодательства системно и значительно улучшить качество правового регулирования экологических отношений.

В Подмосковье планируют построить свыше десятка мусороперерабатывающих заводов. Что это, на ваш взгляд, в первую очередь – экологическая забота или все же инвестиции в бизнес, который в некоторых странах весьма доходен?

В сфере обращения с отходами давно пора наводить порядок. По данным Росприроднадзора, на территории страны имеется 243 мусороперерабатывающих комплекса, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигающих заводов. Конечно, на около 7 млрд тонн ежегодно образующихся промышленных и бытовых отходов этих мощностей явно недостаточно. Московский регион столкнулся с ситуацией, когда мест для захоронения почти не осталось, подмосковные леса завалены мусором и ежедневно сотни мусоровозов вывозят из Москвы в область сотни тонн отходов.

Отрадно, что власти Подмосковья обратили на это пристальное внимание, однако, на мой взгляд, все решения по строительству таких объектов должны учитывать мнение местного населения. Сейчас, к примеру, развернулась борьба населения Талдомского района с бизнесом из-за строительства полигона твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежавших бывшему совхозу «Талдом». Если выявятся факты нарушения законодательства, комитет готов отстаивать права граждан на благоприятную окружающую среду, одну из главных заповедей Конституции РФ.

Какие регионы страны более всего требуют инвестиций в сферу охраны окружающей среды?

По официальной информации, около 60% городского населения испытывают воздействие высокого и очень высокого уровня загрязнения воздуха. В некоторых из них – например, в Чувашии, Астраханской, Новосибирской, Омской, Оренбургской областях – более 75% городского населения подвержены такому воздействию, а в Санкт-Петербурге и Москве – 100%.

В 2010 году в приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха вошли 36 городов, в которых проживает около 23 млн человек. Кроме того, более 10 млн человек употребляют питьевую воду, не соответствующую национальным допустимым нормам. Очевидно, что помимо общего регулирования необходимо принимать дополнительные меры государственного воздействия на территориях указанных регионов. Это должно стать совместной задачей государства, субъектов хозяйственной деятельности и общества.

К сожалению, в законопроекте «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», т. е. на ближайшие три года, на охрану окружающей среды из федерального бюджета выделяется 0,2% его расходной части. Это ничтожно малая цифра, если учесть, что 50% доходной части федерального бюджета формируется за счет добычи углеводородного сырья. А как известно, эти предприятия являются основными загрязнителями водных объектов, воздуха и почв. Мы внесли свои предложения на этот счет, донесли позицию комитета до президента и будем делать все от нас зависящее для изменения ситуации в лучшую сторону.

Арктика, как известно, территория особых интересов. И она, как и космос, загрязняется. Достаточны ли, на ваш взгляд, меры по очистке арктических территорий?

Меры по очистке территорий от загрязнения – это всего лишь следствие, а устранять необходимо именно причину. Как говорится: «Не там чисто, где убирают, но там, где не сорят». Основной потенциальный загрязнитель морской среды, да что там говорить, фактический загрязнитель – это суда, осуществляющие транспортировку нефти и нефтепродуктов.
Аварии, возможные при транспортировке по российским морям (Охотскому, Японскому, Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому, Баренцеву) сотен миллионов тонн нефти и нефтепродуктов в год на протяжении ближайших десятилетий, могут нанести невосполнимый вред биологическим ресурсам, причинить огромный экономический ущерб государству, рыболовецким компаниям и населению. В мировой практике такие аварии уже случались.

Так, в 1989 году у берегов Аляски потерпел аварию танкер «Эксон Валдез», в море попало 40 тыс. тонн нефти, нефтяное пятно разлилось на 2 тыс. кв. километров, черная масса покрыла береговую линию длиной 1500 миль. Авария нанесла огромный урон природному морскому заповеднику у берегов полуострова Аляска. Обязательства компании – владельца танкера по ликвидации разлива, возмещению ущерба и выплате штрафных санкций составили к настоящему моменту более $4 млрд. В результате в 1990 году в США был принят федеральный закон о нефтяном загрязнении, который обеспечивает безопасность морских перевозок нефти в территориальном море страны.

Наибольшую обеспокоенность у нашего комитета вызывает форсирование разработки углеводородов на шельфе. Что уж тут скрывать, эпоха легких углеводородов закончена, мировой энергетический голод толкает компании все дальше в открытое море, заставляя бурить все глубже и глубже. Но успевают ли технологии за ростом аппетитов?

Крупнейшая авария на добывающих платформах произошла в апреле 2010 года в Мексиканском заливе. Там в результате взрыва загорелась и разрушилась платформа Deepwater Horizon. При взрыве погибли 11 человек. Управляющей компании BP удалось прекратить утечку только через три месяца. В море вылилось 4,9 млн баррелей нефти. ВР потратила на ликвидацию катастрофы $8 млрд, а на выплаты зарезервировала $40 млрд.


В этом году, в марте, французская Total потеряла контроль над ситуацией на платформе Elgin в Северном море, началась утечка газа из законсервированной скважины. Над местом аварии поднялось огромное газовое облако, а площадь загрязнения оценивалась уже в 89 кв. км.

Но нужно не только уметь локализовывать случившиеся аварии, но и всеми силами не допускать их. Сейчас в нашем комитете совместно с представителями WWF, Минприроды России и Государственно-правового управления Президента России завершается работа над проектом закона «О внесении изменений в федеральные законы «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», непосредственно связанного с совершенствованием вопросов защиты морской среды от загрязнения нефтью.

Если не сильно вдаваться в подробности, основных идей у него две. Первая. Проведение работ, связанных с эксплуатацией и использованием искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов, буровых работ в целях осуществления регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи, а также подготовки, переработки, транспортировки и хранения нефти на континентальном шельфе осуществляется только при наличии плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы – документации, обосновывающей планируемую деятельность и предусматривающей разработку и реализацию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти в морской среде, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.

И вторая. Полная финансовая ответственность за осуществляемую деятельность, в том числе необходимость иметь до начала деятельности подтверждение финансового обеспечения выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти в морской среде – такие как банковская гарантия выплаты средств, договор страхования, обеспечивающий финансирование в случае разлива нефти в морской среде, или документ, подтверждающий создание эксплуатирующей организацией резервного фонда, содержащего денежные средства в необходимом объеме.

Также мы предлагаем обязательность включения в проектную документацию, связанную с разработкой месторождений полезных ископаемых в ледовых условиях, мер, предусматривающих технологии и методы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в ледовых условиях с учетом требований технических регламентов и национальных стандартов, а также международных требований и стандартов охраны окружающей среды, т. е. как раз вопросы экологической безопасности Арктики.

Экодома – модный тренд. Но все ли технологии так экологичны? Кто ответственен за экологический мониторинг технологий в строительстве?

В большинстве стран мира одним из важнейших объектов государственного регулирования стали требования к повышению тепловой защиты зданий. Помимо экономии государственных энергоресурсов эти требования призваны защитить окружающую среду от вредных выбросов, принудить рационально использовать природные ресурсы, уменьшить парниковый эффект.

На сегодняшний день актуальна проблема снижения энергопотребления жилых домов, что также дало толчок для развития энергосберегающих технологий. На обогрев домов тратится до 40% всех энергоресурсов страны, а в атмосферу в результате выбрасывается огромное количество углекислого газа, что приводит к развитию парникового эффекта.

России в вопросе применения энергосберегающих технологий есть куда развиваться. Российские дома обладают очень низкой энергоэффективностью, потери энергии огромные, по мнению специалистов, более 40% от всего уровня потребления энергии. По данным Госстроя, в России расход теплоэнергии (отопление, горячая вода) составляет 74 кг условного топлива на кв. метр в год, что в несколько раз выше, чем в Европе.

Положение новых СНиП «Тепловая защита зданий» позволяет повысить энергоэффективность строящихся домов, но многие компании продолжают инвестировать средства в строительство зданий с низким уровнем энергосбережения, экономя на затратах на энергоэффективное строительство. Судя по опыту зарубежных стран, в вопросе по продвижению технологий необходим комплексный подход: совершенствование действующего законодательства, разработка правовых и технических мер стимулирования, применение экономических и правовых механизмов воздействия на собственников жилья и строительные компании.

Проектная документация объектов капитального строительства, к которым относятся дома, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подлежит экспертизе. Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Таким образом, пока поводов для паники нет.

К сожалению, внедрение энергосберегающих технологий не обходится в нашей стране без казусов. У нас есть информация, что в Тюмени коммунальщики несколько месяцев не могли сделать дом со статусом «энергоэффективный» действительно таковым. Модернизация затянулась, от чего пострадали в первую очередь жильцы.

В ходе работ обнаружилось множество проблем: мощности установленного теплоузла оказалось недостаточно для всего дома, энергосберегающие светильники оказались бракованными. Остается надеяться, что такого рода «внедрения» энергоэффективных технологий останутся единичными. Как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда.

Комментарии
Прямой эфир