«С Ричардом Гиром я ни разу не почувствовала своей неопытности»
Среди членов жюри фестиваля «Северное сияние», проходящего в Петербурге, — китайско-американская актриса, режиссер, сценарист и продюсер Джоан Чен. Как актриса она известна, в первую очередь, по «Последнему императору» Бернардо Бертолуччи и «Твин Пиксу» Дэвида Линча. Среди режиссерских работ Чен наибольший успех снискала мелодрама «Осень в Нью-Йорке» с Ричардом Гиром в главной роли. С Джоан Чен встретился корреспондент «Известий».
— Это ваш первый визит в Санкт-Петербург?
— Да, я здесь впервые. Петербург — прекрасный. Я влюбилась в этот город, эти здания. Правда, я еще видела не так много и по музеям не успела погулять — собираюсь сходить в Русский музей и Эрмитаж.
— Вы актриса, режиссер, сценарист, продюсер. Что из этих видов кинематографической деятельности вам нравится больше всего?
— Я люблю все это. Но самое легкое — это актерская игра. А самое сложное — продюсирование. Второе по сложности — работа сценариста. Но я наслаждаюсь всем этим.
— А режиссура?
— Режиссеру приходится проводить большую часть времени, заботясь о различных нетворческих вещах, без которых невозможна творческая сторона дела. Этому надо долго учиться. Я до сих пор учусь. Работать с актерами и творческой бригадой не так сложно, но помимо этого приходится думать о таком количестве деталей… Я приостановила свою режиссерскую карьеру потому, что у меня двое детей. Режиссура отнимает кучу времени, и ты становишься недоступен для твоей семьи. Поэтому я сделала паузу. Но собираюсь вернуться в режиссуру.
— Есть какие-то планы?
— Я кое-что пишу, но пока не могу сказать ничего конкретного.
— В вашем фильме «Осень в Нью-Йорке» главную роль играл Ричард Гир. Каково было руководить такой звездой?
— С ним было очень легко работать. Ричард Гир — такой джентльмен! Ни разу не было ситуации, когда он заставил бы меня почувствовать мою неопытность. При этом он пытался помочь мне, потому что я не знала, как взаимодействовать с таким количеством продюсеров. К тому же он просто замечательный мужчина и актер.
— В качестве актрисы вы работали с великими режиссерами Бернардо Бертолуччи и Дэвидом Линчем. Чему вы у них научились как режиссер?
— Я думаю, что у Бернардо я научилась поэтичности, ощущению поэзии в кино. А Дэвид — он спонтанный. Но у него есть свой собственный мир — очень личный, индивидуальный. Это его собственное путешествие, и ты не можешь пойти той же дорожкой. Невозможно подумать: «О, дай-ка я тоже использую этот прием». Ты должен делать то, что близко тебе самому. У Линча нельзя учиться. Его можно только обожать или критиковать. Я обожаю.
— Вы смотрели какие-нибудь российские фильмы, не считая тех, что были показаны на этом фестивале?
— Да. «Утомленные солнцем». Забыла режиссера… Он еще актер, кинозвезда.
— Никита Михалков.
— Да, точно. А еще я очень люблю один замечательный русский фильм. Это мюзикл. Действие происходит в 1960-е. Там русские люди делают себе прически, как у Элвиса Пресли.
— «Стиляги»?
— Да, это он. Там потрясающие цвета! Обожаю его! Думаю, что это замечательная возможность взглянуть назад, в коммунистическую эпоху. Я ведь росла в Китае в коммунистическое время.
— Учиться вы поехали в США. Каково было оказаться в совершенно новой культурной среде?
— Это было волнующе. Новое место стимулирует, подстегивает воображение. И в этом смысле это было для меня комфортно. Но Америка не была моим домом.
— Как вы относитесь к глобализму в культуре?
— Думаю, чем более специфичны в культурном плане вы будете, тем большую универсальность получите. Нередко можно услышать: «О, давайте сделаем это для международной аудитории!». Такой подход не работает. Чем больше национальной специфики — тем интереснее. Здесь, на фестивале, я наслаждаюсь непохожестью фильмов. И считаю, что люди должны снимать о том, что они знают лучше всего.
— Но, скажем, не так много китайских режиссеров, которые добились всемирного признания.
— Ну, Чжан Имоу добился (режиссер фильмов «Красный гаолян», «Цветы войны». — «Известия»). Но вообще ситуация в китайском кино сегодня очень сложная. Оно становится более коммерческим. Китайской аудитории это нравится, а миру это не нужно. Китайские кинематографисты учатся у Голливуда, заимствуют голливудский язык. Но люди, у которых есть настоящий Голливуд, не хотят «китайский Голливуд».
— У российского кино похожая проблема. Но нет ли у вас ощущения, что фестивальное кино и «зрительское» слишком сильно отличаются?
— Да, они разные. Может, какие-то пересечения есть, но в целом это два разных мира. Это не хорошо и не плохо. Но вообще мир сейчас захвачен большими блокбастерами. Кинокартинка становится более цифровой, похожей на компьютерную игру. И за этим теряется ощущение человечности. Думаю, фестивали нужны именно для того, чтобы это исправить.
— И последний вопрос — для наших читательниц. Расскажите о секрете вашей красоты и молодости.
— Я пью много воды, не употребляю алкоголь и не курю.