Северное кино обнаружило южные страсти
На фестивале «Северное сияние», который проходит сейчас в Санкт-Петербурге, в предпоследний конкурсный день показали фильмы Швеции и Дании — «Восточный Стокгольм» и «Комната 304». В обеих скандинавские драмах зрители увидели по-южному горячие страсти и полное отсутствие какого-либо северного колорита.
«Восточный Стокгольм» (режиссер — Симон Кайзер да Сильва) рассказывает историю мужчины и женщины, пути которых пересеклись из-за трагического происшествия: он, проезжая на машине, сбил насмерть ее ребенка. Женщина убита горем, жизнь для нее окончена. Мужчина, хотя его и оправдал суд, мучается чувством вины. Однажды он видит в электричке мать погибшей девочки. Узнав, где она живет, приходит к ней (когда муж на работе) и заводит знакомство, но не решается признаться, что он и есть убийца. Дальнейшее развитие событий вполне предсказуемо: знакомство перерастает в роман, главным испытанием для которого станет момент, когда женщина узнает, кто же на самом деле ее возлюбленный.
Перед показом фильма режиссер признался, что восемь лет не мог найти финансирование.
— Все, кто открывал сценарий и видел на первой странице фразу «смерть ребенка», говорили: «Нет, это нам не подходит». В Швеции зрители предпочитают комедии и триллеры, а не драмы.
Шведских зрителей и несостоявшихся инвесторов можно понять — независимо от жанра в кино хочется видеть интригу. А здесь сама завязка ее уже убивает. Понятно, что мать будет страдать, но в конце концов ее душу излечит (хотя бы отчасти) новая любовь. Понятно, что эта любовь вырастет из знакомства с убийцей ее ребенка (он положил глаз на нее еще в больнице, когда впервые увидел). И весь дальнейший клубок противоречий, который породит этот жутковатый роман, тоже предсказуем. Нельзя предугадать разве что мелодраматичный, по-сериальному пафосный хеппи-энд, выглядящий слишком очевидной уступкой тем самым зрителям, что устали сострадать и хотят уйти из кинотеатра, зная, что с героями будет все хорошо.
Кстати, та же тема — потеря матерью ребенка и возникновение необъяснимого контакта между ней и виновником этой трагедии — была сравнительно недавно поднята в голливудской «Кроличьей норе» Джона Кэмерона Митчелла. Только там уже никакого романа не возникало, и мать в исполнении Николь Кидман изначально знала, что общается с убийцей. Фильм Митчелла был сконцентрирован на трагедии женщины и рисовал ее гораздо более неординарными штрихами. Впрочем, надо отдать должное шведским актерам (Микаэль Персбрандт и Ибен Хьеле) — они играют не хуже своих голливудских коллег.
В датском фильме «Комната 304» (режиссер — Биргитте Стермосе) тоже не обошлось без убийства, попыток самоубийства и адюльтеров. Действие картины разворачивается в отеле, куда приходит гастарбайтер из Косово, чтобы отомстить одному из постояльцев за оскорбление своей жены. Не решившись нажать на курок, он оставляет пистолет и убегает, а оружие (которое, конечно, в конце концов выстрелит) находят горничные-филиппинки.
В линейном изложении сюжет фильма элементарен, но режиссер по тарантиновским принципам (но без его юмора и драйва) дробит историю, тасуя различные фрагменты, как карты в колоде. Этой работе не откажешь в изяществе. «Комната 304» оставляет приятное киноманское послевкусие, рождающееся от собирания сюжетной мозаики в голове. Однако уже когда все частички общей картины сложены и осмыслены, наступает некоторое разочарование: персонажи получились плоскими и одномерными, сам сюжет — примитивен, месседж — отсутствует. История, достойная разве что заметки в криминальной хронике газеты, могла бы «заиграть» благодаря богатому живописанию деталей. Но и этого фильм лишен. Радует разве что подбор актеров: играть им особенно нечего, но типажи получились очень выразительными.