Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Мир
В ООН заявили об отказе хуситов от вакцин на фоне распространения холеры в Йемене
Мир
На Украине сообщили о повреждении объекта инфраструктуры в Запорожье
Происшествия
Силы ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Спорт
NYT узнала о допуске китайских пловцов на ОИ в Токио после обнаружения допинга
Общество
В Кремле выразили соболезнования в связи с гибелью военкора «Известий» Еремина
Мир
Боец ВС РФ рассказал о маскировке боевиков ВСУ под гражданских под Харьковом
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
В МВД гибель Еремина назвали очередным преступлением киевского режима
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Происшествия
В Москве мошенники похитили со счета 79-летней женщины 16 млн рублей
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Общество
В Госдуме назвали неуместными споры вокруг ВПШ им. Ильина
Общество
Власти сообщили о возобновившемся росте воды в Кургане

Акунин расправился с Фандориным по-черному

В новом романе «Черный город» писатель сравнивает Баку 1914 года с сегодняшней Москвой
0
Акунин расправился с Фандориным по-черному
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Судя по новому роману, Борис Акунин устал от детективов. Приключения Фандорина, начавшиеся в 1876 году, он последовательно довел до 1914-го, от «Азазеля» до «Черного города». Эраст Петрович Фандорин возмужал, в «Черном городе» ему 58 лет и он выигрывает сравнение с собой же 20-летним. Но в самом тексте нет того же азарта, с которого проект начинался. 

Между тем публика как раз настроилась на детектив как таковой. Блогеры, внимания которых взыскует и Акунин, что называется, «включили в себе Фандорина». К примеру, в день выхода «Черного города» в блогах вовсю обсуждали детективную историю об одном молодом номенклатурном выдвиженце, которого назначили директором престижной школы, в то время как его собственные научные заслуги вызывали подозрение. В автореферате этого персонажа были указаны несуществующие статьи. На следующий день статьи появились. Уж не за ночь ли он их напечатал — вот это настоящий детектив.

А чем может заинтересовать история из 1914 года, в которой всё предсказуемо — и опасный большевик, желающий умертвить венценосца, и двойные агенты, и конфликты на национальной почве, и стрельба с погонями? Единственная зацепка для автора — снабдить события столетней давности намеками на сегодняшний день. Борис Акунин так и поступает.

Действие романа перенесено в Баку. «Черным городом» называется та его часть, где расположены нефтедобывающие предприятия. Полуостров Апшерон, который совсем недавно воспел в своем романе «Перс» Александр Иличевский, теперь послужил декорацией для детективной истории о поисках «большевистского ниндзя».

Акунин рисует Баку «городом контрастов». С одной стороны — дворцы нефтяных магнатов, где нет жары и даже символичные «котлованы» приспособлены для получения удовольствий: «Эраст Петрович шагнул внутрь — и замер. Перед ним зияла пустота, из который неслись звуки, смех, голоса, журчание воды». 

С другой — бастующие нефтяники, о них автор предпочитает говорить языком не слишком изобретательной листовки: «Зачем платить больше, зачем вкладывать деньги в улучшение условий труда, если кто-то считает за счастье любую работу? Государство, которое должно было бы заставлять владельцев обращаться с работниками по-человечески, этой миссией пренебрегает, а при конфликте встает всей своей мощью на сторону капиталиста. Всё это добром не кончится».

Фандорина приводят в Баку два дела: он будет долго и терпеливо ловить большевика и, наконец, объяснится с надоевшей женой — она со времен романа «Весь мир театр» поменяла имя и стала утомительной кинозвездой.   

Не обошлось и без местной восточной красавицы — тоже балуется нефтянкой, но мечтает о западной свободе: «Продам дело ко всем шайтанам, уеду отсюда, буду жить в Ницце, гулять по Английской набережной. В открытом платье, с голыми плечами, чтоб обдувал бриз, в кружевных перчатках до локтей — и с дивным боксером». И эта «дивная» женщина должна стать матерью фандоринского наследника. Ведь романы, где действуют потомки героя, уже написаны.

Нефть, которая упоминается на каждой второй странице романа и в которой однажды чуть не тонет Фандорин, не подпитывает повествование. Единственное, чем еще можно завлечь читателя, — убить Эраста Петровича. Что ж, недаром псевдоним Акунина в переводе с японского означает «злодей».

Отсутствие детективного драйва автор компенсирует еще более усложнившейся историей публикации. Роман вышел сразу в нескольких форматах, есть различные электронные версии, даже с иллюстрациями. 

За последнее время Акунин совершил несколько попыток свернуть с накатанной дороги. Его проект «Смерть на брудершафт» был выполнен в упрощенной манере, роман «Аристономия», напротив, должен был стать образчиком «серьезной литературы». То есть писатель показал, что может и пригнуться, и встать на цыпочки. Но 14-я книга о «русском Шерлоке Холмсе» — скорее топтание на месте.

Впрочем, определенные итоги «Черный город» подводит. Борис Акунин создал значимый для массовой культуры проект. Может быть, самое время учредить что-нибудь вроде фандоринского гранта — для поддержания более востребованного сейчас жанра, документально-художественного расследования, образцом которого считается «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте. А героями станут персонажи вроде взволновавшего читателей «номенклатурного ниндзя».

Комментарии
Прямой эфир