Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Курс доллара впервые с 30 октября 2023 года поднялся выше 94 рублей
Мир
В NASA подтвердили падение мусора с МКС на крышу дома во Флориде
Экономика
В России самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг на 2 млрд рублей
Общество
Собянин сообщил о завершении строительства двух новых корпусов МГТУ имени Баумана
Мир
Пентагон указал на «серьезную угрозу» дронов и ракет Ирана
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана за сутки поднялся на 111 см
Общество
В Донецке задержали руководителя промышленного объекта за дачу взятки
Политика
Кудрявцев стал первым мэром Новосибирска после отмены прямых выборов
Происшествия
Жителей тюменского Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды
Происшествия
Средства ПВО уничтожили украинский МВШ в небе над Курской областью
Происшествия
Над Белгородской областью уничтожено три украинских дрона
Общество
Задержан подорвавший машину экс-сотрудника СБУ в Москве украинский агент
Общество
Камчатка стала участником программы стимулирования занятости
Экономика
Мишустин сообщил о рекорде в 4,2 трлн рублей товарооборота РФ и Белоруссии
Общество
Блогера-сыроеда Лютого приговорили к 8 годам колонии по делу о смерти ребенка
Мир
Reuters сообщило о сорванных Киевом переговорах о судоходстве в Черном море

Доходы от холста

Что нужно знать про инвестиции в искусство
0
Доходы от холста
Фото: ИТАР-ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Из всех инвестиционных рынков арт-рынок, пожалуй, самый древний. Богатые и знаменитые издавна тратили свои сбережения на предметы искусства. Одни – исключительно по духовно-эстетическим соображениям пополняли свои домашние коллекции и галереи, а другие, как истинные прагматики, совмещали прекрасное с полезным, приумножая состояние за счет перепродаж шедевров великих мастеров. Со временем этот рынок разросся, окончательно оформился и на сегодня стал одним из самых привлекательных на ниве альтернативного инвестирования. Правда, новичку здесь непросто – слишком много нюансов и подводных камней. Поэтому без опытного консультанта по арт-инвестированию просто не обойтись. Как заработать на арт-рынке, обозревателю «Известий» Марии Егоровой рассказал Константин Бабулин, эксперт по инвестициям в искусство, коммерческий директор проекта ARTinvestment.ru.

Ситуация на «изящном» рынке переменчива, поэтому надо следить за торгами и понимать современные тенденции. Прежде чем вкладывать день­ги, необходимо ответить на первый вопрос: какой именно сегмент арт-рынка выбрать для вложения средств? То есть определиться, в какой из видов искусства выгоднее вкладывать средства.

На что делать ставку

Конечно, сама сумма, отведенная вами под инвестиции в предметы искусства, может враз разрешить сомнения. Достаточно лишь изучить несколько сайтов, где собирается статистика аукционных продаж, базы представленных работ и узнать порядок цен. Уже на этом этапе станет понятно, потянете ли вы Левитана или Репина или при всем желании сможете позволить себе лишь современного не слишком раскрученного мастера.

«Еще год назад очень хорошо продавались предметы декоративно-прикладного искусства, а сейчас спрос на них принял спокойный характер, – констатирует Константин Бабулин. – Фарфор полтора года назад был на пике популярности, но несколько последних аукционов показали, что пока рынок им насытился. Такие всплески ведут к подтягиванию цен, что потом приводит к снижению спроса. В последнее время все рекорды бьет букинистика, процент продаж на аукционах для нашего рынка самый высокий – 55–60%. Вторая по значимости категория – ордена. Здесь мы тоже наблюдаем очень активную аукционную деятельность с высоким процентом продаж. Можно сделать очень интересную покупку в интервале от 100 тыс. до 1 млн рублей с большой долей вероятности быстрой и выгодной реализации. А вот с картинами дела обстоят иначе – быстро продать их можно столько с большим дисконтом».

Эксперт напоминает, что живопись делится на три ценовые категории: дешевые, средние и дорогие работы, то есть шедевры. Выгоднее всего инвестировать в последние, сколько бы они ни стоили. Причем хоть в кризис, хоть в пору экономического подъема. Дешевый сегмент к инвестициям не имеет никакого отношения, несмотря на устойчивый спрос. Люди приобретают картины для оформления квартир и офисов, не рассматривая покупки как средства вложения денег. А вот средний сегмент, который сильнее всего пострадал во время кризиса, сейчас набирает позиции – результативность продаж на аукционах уже достигла 40%. По словам Константина Бабулина, выраженная тенденция последнего времени – рост спроса на художников-шестидесятников. Сейчас за $50–100 тыс. можно купить действительно хорошие работы и в дальнейшем выгодно перепродать их.

Как распознать потенциальный шедевр

Рубенс и Пикассо тоже когда-то были начинающими художниками, и вряд ли кто-то тогда мог предположить, что через несколько сотен или десятков лет их работы войдут в сокровищницу мировой живописи и будут продаваться на аукционах за миллионы долларов. Очевидно, что и среди наших современников есть те, кому предстоит «выстрелить» в будущем. Но как определить среди множества имен и работ потенциальные объекты удачных инвестиций?

«Это сделать невозможно, – уверен Константин Бабулин. – Парадокс, но чаще всего шедеврами становятся те картины, на которые мы сейчас не обращаем внимания, от чего всех нас воротит. Так было всегда. Пожалуй, самый показательный пример – Ван Гог, не продавший за свою жизнь ни одной работы. Очень часто люди думают, что умение рисовать с фотографической точностью, трудоемкость, сложность являются показателями будущего успеха. Вовсе нет. Умение рисовать нередко как раз ни о чем не говорит, это сейчас много кто умеет делать.

Также не стоит ориентироваться на стремительно возросший спрос на современных художников. Скажем, сейчас цены на полотна Александра Виноградова и Владимира Дубоссарского, интерес к которым появился после того, как одну из картин приобрел Центр Помпиду в Париже, на аукционах колеблются от $50 000 до 70  000. Но это совершенно не означает, что, купив их работу за такие деньги, через несколько лет ее можно будет продать за $150 000–200 000. Дай бог за столько же...

В этом случае, если рассматривать работы как предмет выгодных инвестиций, рекомендовать что-то очень сложно. Единственный совет – ходите на выставки и покупайте только то, что вам нравится. Но будьте готовы к тому, что выгоду можно будет получить лишь лет через 20».

Как не напороться на подделку

Пожалуй, главный риск инвестиций в искусство – перспектива приобрести подделку. Причем нередко довольно дорогостоящую. Своего рода эталоном арт-аферы можно считать историю бизнесмена Виктора Вексельберга, купившего липовую работу Кустодиева «Обнаженная в интерьере» почти за $3 млн. «Шедевр» был приобретен у одного из самых известных аукционных домов Christie’s, что лишний раз доказывает: от обмана, увы, никто не застрахован. Кстати, именно место покупки в первую очередь является гарантом надежности. И самыми безопасными в этом смысле считаются галереи.

«Покупка картины в авторитетной галерее, существующей на рынке 10–15 лет, – это почти на 100% безрисковая операция, – убежден Константин Бабулин. – Более того, если выясняются какие-то негативные нюансы, вопрос возврата денег легко решается самой галереей. Надежность в первую очередь гарантирует членство в Конфедерации антикваров и арт-дилеров, поэтому нелишне будет зайти на их сайт и ознакомиться со списком предлагаемых к продаже произведений. Что касается аукционов, то они хороши тем, что показывают уровень цен, и именно там есть возможность очень дешево приобрести предмет искусства. Но есть обратная сторона – большие риски. Поэтому покупать надо очень осмотрительно. На свои силы начинающему покупателю первые 5–7 лет ориентироваться категорически нельзя, несмотря на то что через какое-то время может начать казаться, что вы уже профессионал. Советую прийти на аукцион со своим доверенным лицом, экспертом. Причем лучше, чтобы это был знакомый галерист, а не эксперт из музея. Это – самый точный специалист по определению подлинности работы на глаз, потому что галерист сам каждый день для себя решает вопрос покупки и продажи».

К сожалению, заранее экспертизу сделать нельзя, так что заниматься этим можно только после покупки: провести специальные исследования, изучить бумаги, подтверждающие право собственности. Кстати, эти документы потом пригодятся вам при продаже. Как правило, гарантийный срок составляет месяц, в лучшем случае – год. Такие крупные аукционные дома, как Christie’s и Sotheby’s, дают 5-летнюю гарантию. За это время надо успеть разобраться, что ты купил. Помните, даже очень выгодная покупка подделки бессмысленна. Лучше в два раза переплатить за подлинник.

Кто он, современный арт-инвестор

Рынок искусства – тонкая материя. Погоду здесь делают не художники и галеристы, а богатые и знаменитые покупатели. Именно они задают тон и моду на те или иные направления искусства. Скажем, когда Петр Авен увлекся русским авангардом, он заразил этим увлечением и других людей своего круга, и спрос на авангард резко возрос. Кстати, именно селебрити в какой-то степени в ответе за «галерейный кризис» этого года, когда закрылись ведущие галереи, в том числе Марата Гельмана и Айдан Салаховой. В результате поменялась система, сам принцип продаж.

Доходы от холста

«Раньше на рынке существовало несколько очень богатых людей, которым было все равно, за какие деньги покупать предметы искусства: они могли потратить как 100 тыс. рублей, так и 100 тыс. долларов, – откровенничает наш собеседник. – Они создали тренд, моду на современное русское искусство, на некоторые фамилии. Но таких коллекционеров оказались считаные единицы, и, как только они перестали покупать, в современном русском искусстве сразу наступил кризис. К счастью, он потихоньку отступает, люди адаптируются к современным условиям».

Восприимчив арт-рынок и к разного рода социальным катаклизмам, на первый взгляд не имеющим никакого отношения к искусству. Так, по словам эксперта, недавнее громкое дело «Рособоронсервиса» с большой вероятностью отразится не только на покупательском спросе, но и изменит основной контингент самих инвесторов. Сыграть может простая психология: при обыске в домах у фигурантов по делу о хищениях и мошенничестве нашли множество картин, которые изъяли. Для определенной категории лиц это – своего рода посыл: если за тобой придут, то деньги, которые могут находиться в разных местах, может, и не найдут, а вот до того, что висит на стенах, доберутся сразу.

«Мы несколько раз собирали информацию о покупателях на антикварных салонах, чтобы составить портрет стабильного инвестора. Удивительно, но получился чиновник-казнокрад. Думаю, именно ситуация с «Рособоронсервисом» в самое ближайшее время изменит ситуацию. К сожалению, категория, которая была активна до 2008 года: предприниматели, бизнесмены – резко сократилась, потому что многие уехали из страны. И антикварный рынок это сразу почувствовал. Но сегодня появились новые потенциальные покупатели, которые пока не готовы приобретать картины за сотни тысяч долларов, но интерес есть, и он растет. В целом ситуация на рынке со знаком плюс.

Как выбрать удачный момент для покупки и продажи

Моду, а соответственно, и спрос на искусство формируют известные люди. Но знают об этом негласном правиле в основном профессионалы. Для галеристов и арт-дилеров появление знаковых игроков – сигнал к действию. Именно в преддверии грядущего ажиотажа они стремятся воспользоваться ситуацией и купить по небольшим ценам, без особого торга те работы, стоимость которых, быть может, уже завтра взлетит до небес. Но уловить эту тенденцию новичку практически нереально. Зато глаз профессионала в этом плане давно наметан.

«Как мы поняли, что шестидесятники опять начали пользоваться спросом? Галеристы начали их скупать, – делится секретами Константин Бабулин. – Пока еще особых торгов и рекордов нет, но процент продаж по ним увеличился. Мы строим графики покупательской активности и на основе их делаем выводы о тенденциях. Аукцион может казаться со стороны успешным за счет нескольких сумасшедших продаж, но для того, чтобы получить объективную картину, надо смотреть, каков процент продаж. В настоящий момент график пошел вверх, значит, продажи увеличились, поэтому через полгода можно ждать взлета цен. Это уже закономерность».

Получается, самое выгодное время для покупки предметов искусства как раз сейчас и важно не упустить момент. Но как не переплатить, а впоследствии поймать волну и совершить выгодную сделку по продаже? Здесь, по мнению специалистов, все чуть проще. Порядок цен можно узнать на сайтах аукционных домов, галерей и экспертных организаций по инвестициям в искусство. Вооружившись этими знаниями, легче вести переговоры о финансовой стороне вопроса.

Что же касается выбора подходящего времени для продажи арт-объекта, эксперт советует все так же опираться на данные графика покупательской активности. Оказывается, обвал цен они могут «предсказать» на полгода вперед. «Кризис 2008 года произошел в августе-сентябре, а мы его увидели еще весной, когда график покупательской активности пошел вниз, – вспоминает Бабулин. – Тогда мы еще не знали, что это значит. Но сейчас сразу понимаем, что в таких случаях через полгода будет падение цен, поэтому с объектами своих инвестиций надо расставаться, пока не поздно. И эта тенденция полугодовой задержки действует всегда. Надо просто поймать этот момент – никакого другого математического способа нет».

Справка

Самые дорогие продажи на аукционах России в 2012 году*
Иван Айвазовский. «Афонская гора» – 48 млн рублей.
Игорь Грабарь. «Груши на красной скатерти» и Николай Фешин. «Натюрморт с фруктами» – по 36 млн рублей.
Генрих Семирадский. «Дом римского художника» – 20,5 млн рублей.
Зинаида Серебрякова. «Автопортрет с бантом» – 17 млн рублей.
Вера Роклина. «Материнство» – 14 млн рублей.
Андрей Шильдер. «Белая ночь Петербурга» – 12,5 млн рублей.
Роберт Фальк. «Снег. Рождество в Покрове» – 9 млн рублей.
Николай Богданов-Бельский. «Деревенские мальчишки» – 8 млн рублей.
Юрий Анненков. «Портрет актрисы Авдиевой-Плятт» – 7,5 млн рублей.
Лев Лагорио. «Парусник в море» – 7,2 млн рублей.

* Интернет-проект ARTinvestment.ru

Комментарии
Прямой эфир