Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Мир
В ООН заявили об отказе хуситов от вакцин на фоне распространения холеры в Йемене
Мир
Зеленский подписал ограничивающий работу онлайн-казино на Украине указ
Армия
Силы ПВО сбили три украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Глава Airbus сообщил о возможности истребителей Eurofighter стать носителями Taurus
Общество
В Кремле выразили соболезнования в связи с гибелью военкора «Известий» Еремина
Мир
Пашинян заявил, что пограничники РФ покинут Тавушскую область после делимитации
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
Гражданина Украины задержали в Северной Осетии по подозрению в шпионаже
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Происшествия
В Москве мошенники похитили со счета 79-летней женщины 16 млн рублей
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Общество
В Госдуме назвали неуместными споры вокруг ВПШ им. Ильина
Общество
Власти сообщили о возобновившемся росте воды в Кургане

Как по заказу

Корпоративные программы MBA пользуются спросом в региональных компаниях
0
Как по заказу
Фото: пресс-служба бизнес-школы «Сколково»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сектор корпоративных программ MBA российского рынка бизнес-образования не может на сегодня похвастаться существенным приростом. Покупателей на такие программы единицы, и практически все они – крупнейшие российские компании. Надежды на развитие сектора эксперты связывают с повышением спроса со стороны крупного бизнеса из регионов.

Бюджеты компаний на обучение и развитие персонала в этом году вырастут в среднем на 19% по сравнению с предыдущим годом. Таковы результаты опроса, проведенного группой компаний «Малакут» среди представителей отечественного бизнеса и зарубежных компаний, работающих в России.

Подтверждение этих планов – рост спроса на услуги российских бизнес-школ, который фиксируют ее представители. Как сообщила «Известиям» Татьяна Гулина, пиар-директор бизнес-школы «Сколково», спрос вырос, в том числе на корпоративные MBA-программы. «Только за последние три года количество участников, прошедших обучение по корпоративным программам executive education, увеличилось более чем в три раза – с 3000 человек в 2010 году до 9600 человек по итогам 2012-го», – отметила она. Марина Сухорослова, исполнительный директор Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС, разделяя мнение коллеги о росте спроса на корпоративные MBA, отмечает при этом, что на 50% он исходит от регионалов. По словам Сухорословой, сегодня школа ведет переговоры с тремя крупными региональными компаниями.

Ответом на этот запрос может стать активизация деятельности бизнес-школ в российских регионах. По крайней мере, такие планы озвучивает ВШМБ. «У академии есть филиалы в более чем 50 российских городах. Мы сейчас рассматриваем разные варианты по расширению своей деятельности в регионах. Часть программы обучения будет проходить непосредственно на месте, туда будет выезжать наш преподавательский состав. Часть модулей участники корпоративных программ будут изучать уже в Москве. Это обусловлено требованием заказчиков, которые по понятным причинам не могут надолго отрывать от работы своих топовых сотрудников», – констатировала Марина Сухорослова.

Создание региональных корпоративных программ MBA – это вопрос будущего. Пока же основным заказчиком на корпоративные MBA по-прежнему остается крупный российский бизнес – «Базэл», Сбербанк и другие компании первого эшелона. Именно они сегодня формируют платежеспособный спрос на этот образовательный продукт. Свои корпоративные программы MBA есть и у представительств иностранных компаний в России. Но они, как правило, не привлекают для ее разработки российских специалистов.

Один из наиболее известных и успешных примеров на рынке – компания SAP, запустившая в прошлом году корпоративную программу MBA в своем подразделении в Москве (SAP СНГ). Как рассказали «Известиям» в SAP СНГ, это адаптированная под российские реалии европейская версия программы. Рассчитана она на руководителей индустриальных групп подразделения компании по работе с клиентами. Срок обучения – 2 года.

Как считает Татьяна Овсянникова, директор по управлению персоналом SAP СНГ, создание собственной MBA-программы имеет ряд преимуществ. «Во-первых, сотрудник получает возможность использовать в обучении кейсы из своих рабочих ситуаций, – говорит она. – И таким образом решать необходимые задачи. Во-вторых, формируется предсказуемый график отрыва от производства». Поскольку SAP – международная корпорация, на семинарах (аудиторных и виртуальных) присутствуют сотрудники компании с той же ролью, но работающие в разных странах. То есть обучение проводится в международной среде. Что, как считает Овсянникова, существенно расширяет круг общения, позволяет обмениваться лучшими практиками.

Одна из сложностей, с которой столкнулись в SAP СНГ на этапе создания корпоративной программы, была необходимость совместить правильным образом получаемые знания с корпоративными бизнес-практиками компании. Как считают в SAP, сделать им это удалось. Однако уже на этапе обучения возникла другая проблема, связанная с человеческим фактором и в некоторой степени – с российской спецификой. «Речь идет о посещаемости. Сотрудники охотно заявляли о своей заинтересованности, но потом пропускали занятия», – делится наболевшим директор по управлению персоналом SAP СНГ.

И это притом, что отбор на корпоративные программы зачастую – более жесткий, чем на регулярные программы в вузах. Как рассказала Оксана Куровская, директор компании «Синергия», отучившаяся на мини-MBA в Сбербанке, будучи его сотрудницей, а в этом году заканчивающая обучение по программе МВА в Институте бизнеса и делового администрирования АНХиГС при правительстве РФ, случайных людей на корпоративных программах, как правило, нет. Более жесткий отбор на корпоративные MBA Куровская объясняет тем, что бизнес научился считать деньги. Ведь денег стоит не только программа, но и время сотрудников, которых отрывают от работы.

В отсутствии мотивации у сотрудников видит главную опасность для компаний, реализующих внутрикорпоративные MBA-программы, и Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК, председатель отраслевой комиссии по бизнес-образованию Ассоциации менеджеров России. Логика проста – когда за обучение работника платит работодатель, существенно снижается мотивация на получение новых знаний и компетенций. Другая очевидная проблема – даже в крупной корпорации сложно будет найти 20–30 человек на программу, «так, чтобы это было, как говорится, в коня корм». По словам Сергея Пятенко, корпоративные программы MBA «с опорой на собственные силы» – это не MBA в общепринятом понимании. «Это – скорее курсы повышения квалификации. Работодатели в рамках этих программ дают сотрудникам те знания и навыки, которые им нужны здесь и сейчас. А полноценную программу надо искать на рынке, то есть в бизнес-школах», – уверен собеседник «Известий».

Комментарии
Прямой эфир