«Банановые острова» спустя 30 лет откроют заново
Альбом, в свое время придуманный и созданный Юрием Чернавским и Владимиром Матецким, был записан силами музыкантов группы «Веселые ребята». Группа, в которую на тот момент кроме Александра Буйнова, Алексея Глызина входила самая профессиональная ритм-секция страны Сергей Рыжов – Юрий Китаев, записала этот альбом за два месяца, и в конце февраля 1983 года его в СССР переписывали друг у друга почти все обладатели магнитофонов.
Притом что формат нелегальных магнитоальбомов уже был необычайно популярен, «Банановые острова» резко выделялись на общем фоне. Чернавский и Матецкий одними из первых взялись разрабатывать эстетику «новой волны», в полную силу используя арсенал самой передовой доступной для них музыкальной электроники.
Несмотря на то что оба имели за спиной большой рок и эстрадный опыт, на том этапе они заслушивались альбомами Питера Габриэля и группы Kraftwerk. Именно это позволяет сейчас вспоминать об этой работе в одном историческом контексте с вышедшими в тот же год альбомами «Радио Африка» «Аквариума», «Уездный город N» «Зоопарка» и «Танец волка» «Пикника».
Сюрреалистический персонаж по имени Мальчик Бананан, главный герой альбома, никак не походил на персонажей рок-песен тех лет и, хотя вызывал противоречивые чувства, дал имя ключевому персонажу одного из главных рок-фильмов — «АССА» режиссера Сергея Соловьева.
Звучание, представленное на альбоме, определило модные тенденции для поп-музыки тех лет. Ревниво и пристально следившая в тот момент за любой модной фишкой Алла Пугачева обзавелась благодаря Чернавскому такими хитами, как «Белая панама», «Отражение в воде», «Белая дверь», а Игорь Николаев, воодушевленный Банананом, написал для Александра Барыкина «Программу телепередач» — одну из самых ярких песен в его репертуаре.
Интересно, что фирма «Мелодия» так и не обратила внимания на этот альбом, а единственная попытка его издания на CD в 1995 году закончилась провалом — песни были подрезаны, а одна из них, «Зебра», и вовсе исчезла. Несмотря на то что страна высоко оценила заслуги Юрия Чернавского, удостоив его в 1996 году звания заслуженного артиста РСФСР, одна из его главных работ в полном объеме до сегодняшнего дня так и не выходила.
Единственная полноценная копия исходного материала сохранилась у московского коллекционера Александра Агеева. С ней и работал американский звукорежиссер Дэвид Донелли, сотрудничавший ранее с группами Whitesnake, Chicago и Alan Parsons Project, воссоздававший материал в расчете на носитель, который когда-то был проигнорирован — виниловую пластинку.
Возможно, какие-то идеи, реализованные на том альбоме Матецким и Чернавским, покажутся сейчас не менее любопытными, чем музыкальные разработки на ранних альбомах Depeche Mode. Пластинка выйдет на 180-граммовом виниле с текстами песен, тиражом 1 тыс. экземпляров.
Владимир Матецкий: «Этот винил заполнит недостающий формат»
«Известия» попросили Владимира Матецкого прокомментировать реинкарнацию альбома.
— Что касается реакции на этот альбом, то мы с Чернавским на тот момент чувствовали, что в музыке должно что-то произойти — но вот только что? Дело в том, что мы были, что называется, в пяти минутах от официального признания этой работы: снялись в самой пафосной новогодней передаче 1983 года «Новогодний аттракцион» с песней «Робот». Такие два роботообразных, неулыбчивых манекена за синтезаторами, поющие: «Я робот, я робот, я сошел с ума... Совсем!» Выглядело это и звучало очень круто, но режиссер Евгений Гинзбург нас «вырезал» в последний момент. И все произошло так, как произошло — история музыки не имеет сослагательного наклонения, как и просто история.
«Банановые острова» вышли сначала в виде магнитоальбома, то есть неофициально, и купить его можно было в так называемых студиях звукозаписи на кассетах и бобинах (сегодня уже и слово-то такое вряд ли кто помнит!). Так что выходящий винил заполнит недостающий формат и, надеюсь, будет качественным и хорошо звучащим. Понимая успех «Банановых островов», мы задумались о продолжении. У меня в архиве даже есть эскизы двух песен для этого альбома. Но опять же судьба распорядилась по-своему: Юра выпустил свой сольный альбом, который не был таким успешным, а буквально через пару лет мы работали с двумя самыми известными советскими певицами — Аллой Пугачевой и Софией Ротару. Работали уже раздельно — и это, как говорится, уже совсем другая история.