Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Финляндия признала ограничивающий характер оборонного договора с США
Интернет и технологии
Telegram заблокировал «тысячи аккаунтов» для предотвращения призывов к терактам
Туризм
Путин пообещал создать к 2030 году туринфраструктуру во всех нацпарках РФ
Общество
Певица Mona назвала честью возможность участвовать в проекте «Голос мой услышь»
Армия
Путин поздравил бригаду управления ВС РФ с присвоением звания «гвардейская»
Мир
Зеленский заявил о неготовности ВСУ к обороне в случае крупного наступления ВС РФ
Происшествия
Губернатор Севастополя сообщил о падении военного самолета в море
Политика
Лавров заявил об отсутствии оптимизма в отношениях Москвы и Еревана
Общество
Морской пассажирский транспорт приостановил движение в Севастополе
Общество
Представители Молодежного крыла Народного фронта восстанавливают храм в Авдеевке
Мир
Небензя указал на попытки США удушить КНДР односторонними рестрикциями
Общество
Фонд «Гольфстрим» займется распределением помощи для пострадавших в «Крокусе»
Политика
Постпред РФ при ОБСЕ усомнился в искренности осуждений Западом теракта в «Крокусе»
Мир
Рынку ЕС предрекли трудности с случае ввода пошлины на зерно из РФ
Мир
Глава МИД Танзании в разговоре с Лавровым решительно осудил теракт в «Крокусе»
Мир
Французский генерал призвал Макрона подумать о реакции РФ в случае отправки войск

ФСИН проверяют за махинации с закупками на 1 млрд рублей

К афере на 1,3 млрд с электронными браслетами в тюремном ведомстве добавились нарушения на поставках систем безопасности в колонии
0
ФСИН проверяют за махинации с закупками на 1 млрд рублей
фото: Глеб Щелкунов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сумма ущерба в 1,3 млрд рублей, который был причинен бюджету при закупках для нужд ФСИН «электронных браслетов» для осужденных, может значительно возрасти. Как сообщили «Известиям» источники в правоохранительных органах, доследственная проверка по фактам нарушений при производстве и закупках «систем электронного мониторинга поднадзорных лиц» (СЭМПЛ) поручена Следственному управлению по Центральному округу Москвы. Причем этот же следователь, занимается проверкой выявленных ФСИН фактов нарушений при закупках систем безопасности для колоний в 2009 и 2010 годах. 

УСБ тюремного ведомства заподозрило, что к закупкам некачественного и фактически неработоспособного оборудования были причастны несколько старших офицеров из команды экс-директора ФСИН Юрия Калинина. Причем скандал с контрактами общей суммой более чем на 1 млрд рублей, разгорелся после прихода нового директора службы Александра Реймера, начавшего во ФСИН масштабную кадровую чистку.

Подозреваемые офицеры ФСИН в ходе долгого разбирательства сумели доказать свою непричастность к махинациям - в ходе проверки следователи восемь раз выносили отказы в возбуждении уголовных дел. Тем не менее, факты поставок недоукомплектованных систем безопасности остались. И сейчас эти материалы лежат у того же следователя, которому передали документы по СЭМПЛ. Причем эти две проверки объединяет не только опыт следователя, уже хорошо разбирающегося в специфике поставок и контрактов тюремного ведомства.

По данным «Известий» в обеих проверках фигурируют фирмы, зарегистрированные по одному и тому же адресу в Москве - Бумажный проезд 2, корпус 2. Одна из них «засветилась» еще пару лет назад. А вторая - это сам ФГУП ЦИТОС, который и производил электронные браслеты. Напомним, что он был создан в 2011 на базе другого ФГУПа тюремного ведомства — торгового дома «Вятка». И даже после преобразования ЦИТОС числился в категории компаний, основным видом деятельности которых являлась «Розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделиями».

Гендиректором ЦИТОСа стал Виктор Определенов, ранее руководивший самарской компанией НПФ «Мета». Эта фирма в свое время фигурировала в списке других предприятий, которые были заинтересованы в конкурсе на поставку электронных браслетов. Однако, потом ФСИН решил, что их производить должен собственный ФГУП, и был создан ЦИТОС. При этом калькуляцию на новый товар врио начальника Главного центра информационно-технического обеспечения ведомства полковник Виктор Гончаренко подписал еще до того как ЦИТОС прошел процедуру официальной регистрации в Минюсте.

Стационарный комплект (когда контролирующее устройство находится в помещении — дома у человека с браслетом) был оценен в 108 тыс. рублей, а мобильный комплект (когда осужденный носит контролирующее устройство с собой) в 128 тыс. рублей. Эти суммы вызвали недоумение у экспертов. Как отечественные, так и иностранные производители готовы были предложить подобные устройства по цене в 2–3 раза меньшей.

Но основным производителем браслетов стал все же ЦИТОС, а вернее его самарский филиал с офисом в городе Жигулевск. В шутку офицеры ФСИН стали называть этот город российской «силиконовой долиной» из-за масштабов производства, которое должно было быть там налажено. При этом, ряд сотрудников, как из технических подразделений, так и управления, отвечающего за использование браслетов, писали рапорты на имя руководства в которых отмечали их низкое качество и нарушения при изготовлении. Речь шла даже о том, что в Жигулевске только осуществляется упаковка в коробки сделанных другими производителями комплектующих и их отправка в различные региональные управления ФСИН. Несколько раз в ЦИТОС направлялись проверки из Москвы. Однако, ходу ни рапортам, ни результатам проверки не давалось. Более того, одним из своих последних приказов Реймер одобрил закупки еще одной партии браслетов более чем на 300 млн рублей.

Новый директор ФСИН Геннадий Корниенко и его заместители отправили в ЦИТОС еще несколько ревизий. Как следует из имеющихся в распоряжении «Известий» документов, нарушения были найдены практически везде. Помимо завышения цен на готовые браслеты на 1,533 млрд рублей, нашлись завышение арендной платы за помещения, услуги охраны, создание искусственных кредиторских задолженностей, использовании автотранспорта и т.д. Другая проверка установила, что руководство ФГУП не брезговало и выписыванием себе необоснованно больших премий, надбавок и прочих выплат. Причем рядовые сотрудники получали по 3-4 тысячи рублей, а руководство - от нескольких сотен тысяч до миллиона.

Надо отметить, что большинством ревизий руководили сотрудники УСБ ФСИН и отдела экономической безопасности оперативного управления ведомства. А ранее они якобы имели непосредственное отношение к проверкам закупок систем безопасности, которые проходили в закрытом режиме.

На неутешительных результатах одной из проверок, завершившейся 29 сентября прошлого года решили нажиться двое проверяющих - офицеры оперуправления Александр Тюрин и Игорь Фоменко, затребовавшие у руководства ЦИТОС 2 млн евро. Часть денег им была передана уже через несколько дней в Москве, но при получении оставшихся денег их задержали с поличным. К тому времени в ЦИТОС уже приехала новая ревизия, и руководство ФГУП поняло, что взятка их не спасет. Итоги новой проверки были переданы уже в Следственный комитет, где легли рядом с документами о поставках систем безопасности.

По данным «Известий» решение о возбуждении уголовного дела по нарушениям в сфере закупок еще не принято, но, скорее всего оно будет расследоваться по двум основным направлениям. За нарушения в хозяйственной деятельности возможно будут отвечать руководители ЦИТОС Виктор Определенов и Иван Куклев. А за завышение цен на браслеты и ненадлежащий контроль за их производством - должностные лица ФСИН.

Возможно речь пойдет об уже уволившемся полковнике Викторе Гончаренко, а также курировавшем закупки заместителе директора Николае Кривоплапове. Кроме того, вопросы могут возникнуть и к самому Александру Реймеру, чьи подписи также стоят на документах по СЭМПЛ. Как утверждают источники «Известий», неделю назад, когда СКР выступил с официальным заявлением о махинациях с поставкой браслетов, Александр Реймер срочно вернулся в Москву и встречался в одном из столичных ресторанов со своим бывшим замом Николаем Криволаповым. Правда, о чем шла речь собеседники сообщить не смогли.

«Известия» попытались связаться как с бывшими руководителями ФСИН, так и директорами ЦИТОСа, но все они оказались недоступны для комментариев. В самой ФСИН доследственную проверку не комментируют, ссылаясь на то, что это прерогатива следственных органов.

Комментарии
Прямой эфир