Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Италию из России вернут 3,3 т кормов для домашних животных
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Мир
Кабмин Греции опроверг готовность передать Киеву систему ПВО
Мир
В партии «Возрождение» назвали задержания в аэропорту Кишинева сегрегацией
Мир
Сейм Литвы отказался запрещать поездки россиян и белорусов на родину
Мир
Сенатор США Скотт заявил о недоверии американцев администрации Байдена
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Алиев сообщил об отсутствии планов у Азербайджана вступать в ЕАЭС
Интернет и технологии
Пользователи в ряде стран пожаловались на сбой в работе соцсети Х
Мир
Столтенберг заявил о неизбежности расходов стран НАТО на оружие Украине
Мир
Bloomberg сообщило о планах ЕС ввести санкции против 10 компаний из разных стран
Общество
Глава Татарстана Минниханов призвал жителей сидеть дома из-за непогоды
Общество
В Москве похоронили военкора «Известий» Семена Еремина
Интернет и технологии
В МВД заявили об увеличении числа совершенных детьми киберпреступлений в 74 раза
Мир
Шойгу сообщил о нахождении до 33 тыс. военных НАТО около границ России
Армия
ВС России уничтожили пусковую установку MIM-23 Hawk и склад ВСУ

Бюро кредитных историй обяжут вести реестр заложенных авто

В бюро выписка по автомобилю будет стоить рублей на 200 дороже, чем сегодня у нотариусов
0
Бюро кредитных историй обяжут вести реестр заложенных авто
Фото: Алексей Кондрашкин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Депутат и глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков подготовил и в ближайшее время внесет в Госдуму поправки в закон «О кредитных историях». В соответствии с ними реестр залоговых автомобилей будут вести бюро кредитных историй (БКИ). В настоящее время эта обязанность возложена на нотариусов с подачи президента Владимира Путина, но до начала 2014 года, когда должен заработать реестр, есть время. За передачу реестра в БКИ выступают аффилированные с ними банкиры, Совет Федерации и сами нотариусы: в Федеральной нотариальной палате говорят, что не прочь отдать новую ношу.

В России наконец появится единая база залоговых машин

Разговоры о создании единой базы, позволяющей по VIN автомобиля проследить его историю (проверить, не числится ли машина в угоне, является ли она залоговой), начались еще в 2006 году — из-за мошенничества на рынке с такими авто. Обсуждались различные варианты: создать реестр на базе бюро кредитных историй, Центрального каталога кредитных историй ЦБ или воспользоваться мощностями МВД, но по ряду причин такого реестра еще нет.

Суть законопроекта Аксакова заключается в следующем. Банк, выдавая кредит на приобретение автомобиля, сразу передает информацию в БКИ, и те вносят машину в специальный залоговый реестр. А если, скажем, гражданин берет кредит не у банка, а у физлица, тогда участники сделки идут к нотариусу для удостоверения договора займа на приобретение автомобиля, а нотариус отчитывается в БКИ. По законопроекту любое заинтересованное лицо сможет через Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ, ведется ФСФР) выяснить, находится ли авто в залоге. В нем будут сведения о том, в каком кредитном бюро находятся более подробные данные о заложенном имуществе. Подобную схему в 2011 году предлагал Минфин, но его законопроект в итоге не был внесен в Госдуму.

Нотариусы, скорее всего, не успеют поработать с реестром

История с реестром залоговых машин получила неожиданный поворот в 2012 году — к октябрю президент Владимир Путин подписал закон, изменяющий закон о нотариате (внесен правительством, подготовлен Минюстом). По нему обязанности по ведению реестра заложенного движимого имущества переданы Федеральной нотариальной палате (ФНП). Предполагается, что наличие обременения на авто можно будет узнать бесплатно на специальном интернет-ресурсе. А подробная выписка из реестра, согласно поправкам, обойдется в 100 рублей. По словам источников в Совете Федерации и ФНП, передача ведения реестра нотариусам была личным поручением президента. Эта мера призвана защитить права добросовестных приобретателей имущества, оградить их от покупки автомобилей, находящихся в залоге у банков, отмечалось в сообщении пресс-службы президента.

Однако в конце прошлого года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила против передачи ведения реестра залоговых авто нотариусам: по ее словам, «нотариальная модель нуждается в пересмотре».

— К огромному сожалению, мы не смогли притормозить принятие данного закона о нотариате, в силу инерции остановить этот поезд было невозможно, — говорила Матвиенко. — Но нами достигнута договоренность с администрацией президента и Госдумой о том, что необходимо внести изменения в закон и эту модель скорректировать. Время есть — закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

Банкиры недолюбливают нотариусов

Банкиры говорят, что работать с бюро кредитных историй им будет удобнее — с ними уже налажено сотрудничество. Кроме того, оператором крупнейшего на текущий момент реестра залоговых авто (800 тыс. машин) является Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Оно принадлежит 14 банкам и создано под эгидой Ассоциации российских банков, которая, собственно, и пролоббировала «антинотариальный» поворот.

— Если же соответствующая обязанность будет закреплена за нотариатом, потребуются дополнительные время и финансовые вливания, — говорит председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев. По мнению президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, нотариусы технически не в состоянии вести реестр залоговых авто и «совершенно нелепым образом взяли на себя эту функцию».

Интересно, что сами нотариусы не рады перспективе вести реестр залоговых автомобилей, сообщил «Известиям» источник в ФНП, «но есть поручение президента, которое нужно исполнять». Источник добавил, что, вероятно, «Путину неправильно донесли возможности нотариусов при подготовке закона и Совет Федерации сразу не поддержал идею». Сама ФНП обращалась в правительство с письмом, в котором также ставила под вопрос целесообразность передачи ведения реестра залоговых авто нотариусам. В ФНП отметили, что сейчас нотариусам непонятно, как вести реестр. Как вариант — на уровне закона ввести обязательное удостоверение всех договоров автомобильных залогов и на основе этих данных создавать реестр. Но в целом в ФНП отмечают, что будут ждать дальнейшей реакции из администрации президента.

— Нотариальная модель далека от оптимальной, — говорит гендиректор НБКИ Александр Викулин. — Во-первых, она не подразумевает обязательной регистрации, то есть не решает проблему с мошенничеством, во-вторых, существенно усложняет работу кредиторов, которым потребуется формировать новый канал обмена данными, и, наконец, в-третьих, создание работающей IT-системы потребует значительного количества времени и существенных бюджетных затрат. А проблему надо решать уже сейчас.

В НБКИ передают данные около 70 розничных банков. Проверить машину в базе может любой желающий — достаточно указать VIN. Стоит эта услуга 300 рублей. В Объединенном кредитном бюро «Известиям» сообщили, что также занимаются формированием собственного реестра.

Комментарии
Прямой эфир