Большой театр заглянул в свое прошлое
В галерее «Дом Нащокина» стартовала экспозиция «Большой театр. История без антракта». Выставка построена по хронологическому принципу — от творений гениев-сценографов конца XIX — начала XX века до декораций и костюмов, созданных совсем недавно. Главный хранитель музея Большого театра и куратор экспозиции Екатерина Чуракова рассказала «Известиям» о главной идее выставки.
— Для нас самым важным было раскрыть историю Большого театра, а также показать, что его развитие продолжается и сегодня, — пояснила она. — Директор галереи Наталья Рюрикова дружит со многими коллекционерами. У нее возникла идея пригласить к сотрудничеству Александра Васильева, который предоставил костюмы одной из величайших русских балерин Ольги Лепешинской, а также работы своего отца, знаменитого художника Александра Павловича Васильева.
В качестве одной из страниц истории Большого на выставке представлены эскизы занавесов для исторической сцены, которые так и не удалось воплотить в жизнь. Среди них есть весьма оригинальные варианты: Константин Юон предлагал встречать зрителей театра изображением атлантов, возвышающихся над залитыми солнцем древними развалинами, а Казроэ-Дузе — картиной въезда Минина и Пожарского в Москву. Рядом с этими работами — выписанные золотом символы Советского Союза работы Федора Федоровского. Именно его эскизы использовались при создании знаменитого занавеса, украшавшего Большой долгие годы.
Среди «древностей» выставки — два эскиза Александра Бенуа к балету «Петрушка»: мрачная комната самого Петрушки, стены которой украшают изображения всякого рода нечисти, и модернистские покои Арапа. Не менее интересны и другие антикварные раритеты, среди которых творения Александра Головина, Константина Коровина и других.
Один из самых впечатляющих «эпизодов» экспозиции — зал модерна. На фоне ярко-красных стен роскошно смотрятся пестрые, изобилующие деталями работы Бориса Мессерера — эскизы к балетам «Светлый ручей» Шостаковича и «Конек-Горбунок» Щедрина.
Сценических нарядов на выставке не так много, но каждый из представленных является уникальным историческим и художественным артефактом. Среди них и изыски современных костюмеров — как, например, кожаная пачка работы Игоря Чапурина, созданная для балета Cinque, — и классика: костюмы Галины Улановой («Ромео и Джульетта») и Екатерины Максимовой («Дон Кихот»).