Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
CNN сообщил об отсутствии среди целей Израиля ядерных объектов Ирана
Экономика
Иностранным инвесторам хотят упростить получение виз в РФ
Общество
Двоих летчиков упавшего на Ставрополье самолета нашли живыми
Общество
Синоптики предупредили москвичей о небольшом дожде и порывах ветра 19 апреля
Происшествия
МО назвало вероятной причиной аварии Ту-22M3 на Ставрополье техническую неисправность
Мир
СМИ сообщили о взрывах в иранской провинции Исфахан
Спорт
На шахматном турнире претенденток россиянка Горячкина сыграла вничью с Конеру
Мир
Около половины участников заседания СБ ООН покинули зал с началом речи постпреда Израиля
Происшествия
Силы ПВО сбили 25 снарядов РСЗО Vampire за ночь над Белгородской областью
Мир
Иранское агентство Fars сообщило о трех взрывах на северо-востоке Исфахана
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Мир
S&P снизило кредитный рейтинг Израиля с «АА-» до «А+»
Общество
Хирург рассказал об уникальности случая девочки с «маской Бэтмена»
Армия
Комплекс РЭБ «Волнорез» защитил ТОС «Солнцепек» от потока FPV-дронов ВСУ
Армия
В Карелии сформирована отдельная ракетная бригада с ОТК «Искандер-М»
Происшествия
Пять человек погибли в ДТП с «КамАЗом» в Башкирии

Пока без иностранцев

Рост рынка системной интеграции опережает рост экономики на 2–3%
0
Пока без иностранцев
Фото: Fotolia/PhotoXPress
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Нынешний облик рынка услуг системной интеграции в общих чертах сложился в середине 2000-х. Тогда определились его лидеры – крупные компании, занявшие в результате слияний и поглощений более 60% рынка. Консолидация была вызвана увеличением числа крупномасштабных проектов, которые были под силу только крупным подрядчикам. Она сопровождалась ежегодным ростом, который на несколько процентов даже опережал рост ведущих отраслей экономики и сохранялся вплоть до кризисного 2008 года.

Восстановившись в посткризисные годы, сегодня рынок системной интеграции вновь растет. Аналитики IDC прогнозируют в этом году рост в 17%. Основными потребителями услуг остаются госсектор, нефтегаз, энергетика, транспорт и банковская отрасль. Опыт показывает, что потребитель нуждается в поставщике, обладающим максимальным набором компетенций, поэтому компании-интеграторы ищут возможности для расширения. Скажем, увлечение облачными сервисами немедленно породило вопрос безопасности облачных технологий, а рост рынка банковских онлайн-продуктов сделал актуальной проблему защиты систем дистанционного банковского обслуживания, в том числе мобильных приложений. В результате многие интеграторы принялись внедрять новые решения, обзаводиться дополнительными компетенциями и даже покупать разработчиков – к примеру, наш холдинг в минувшем году взял под контроль европейского разработчика систем информационной безопасности Khaoticen с готовым набором решений.

Примерно с середины 2000-х в прессе возникают разговоры о скором пришествии на российский рынок крупных иностранных системных интеграторов. Однако до сих пор серьезной конкуренции со стороны иностранных игроков не ощущается, хотя их попытки проникнуть на российский рынок будут продолжаться – во-первых, за счет слияний и поглощений, во-вторых, за счет предложения новых высокотехнологичных сервисов. Но пока о сформировавшейся тенденции говорить рано. Часто проекты, реализуемые здесь крупнейшими западными компаниями, например Microsoft или SAP, ведутся при участии российских партнеров. Существуют, конечно, серьезные мировые игроки, которые наряду с оборудованием поставляют свой софт и производят интеграционные работы, но они уже много лет в первых рядах партнеров крупных российских интеграторов. Так что в ближайшие годы можно прогнозировать только рост числа партнерских соглашений.

Наиболее активными иностранцами на российском ИТ-рынке по-прежнему будут производители и разработчики. Это справедливо для самых крупных проектов. Возьмем электроэнергетику. В России принята госпрограмма энергоэффективности, согласно которой до 2020 года должны быть построены «умные» сети (Smart Grid) и внедрены технологии «умного» учета электроэнергии (Smart Metering). Объем рынка таких внедрений огромен: наша страна нуждается примерно в 100 млн «умных» счетчиков. При этом российские электросети имеют свои особенности: от высокой степени износа до широкой географии. И потому сегодня задача номер один – выбор и интеграция наиболее подходящих для этих условий западных решений. Без помощи российских системных интеграторов, причем именно тех, кто имеет серьезный опыт работы в электроэнергетике, эту задачу не решить. Не исключено, что впоследствии есть смысл наладить производство и локализацию западных решений в России с целью удешевить процесс без ущерба качеству.

Некоторую «заморскую опасность» для российских системных интеграторов сулит подписание International Technology Agreement (ITA), принятого на первой конференции министров стран – членов ВТО еще в 1996 году в Сингапуре. Сегодня в соглашении участвуют около 40 стран. Невзирая на вступление России в ВТО, мы это соглашение пока не подписали. В принципе, подписание означает снижение цен на иностранные ИТ-продукты, оборудование и т. д. Однако параметры доступа на рынок иностранцев еще не определены, и, когда российским компаниям придется конкурировать, выбирая ИТ-решения, они могут оказаться подготовленными лучше, чем кажется сегодня. Сугубо российские решения имеют один серьезный недостаток: они зависят от отечественных разработчиков и уже поэтому не могут считаться долговечными и открытыми для модификации. Следовательно, как говорят медики, «препаратом выбора» становятся российские решения на западных платформах, прекрасно тиражируемых и традиционно надежных. Такой подход обеспечивает и сравнительную дешевизну, и широкую область применения. Возможен и другой комбинированный подход – использование западного оборудования и собственного ПО. Мы успешно применяем такой принцип, например, при оснащении ситуационных центров.

Менее надуманную проблему, чем иностранная экспансия, для российских системных интеграторов представляют инсорсинговые компании – кэптивные «интеграторы», создаваемые крупными бизнес-структурами для решения собственных задач. Согласно анализу компании Gartner, в ближайшие годы 100 ведущих поставщиков услуг в сфере высоких технологий понесут почти 20%-ные потери в своих рядах. Один из драйверов процесса – рост инсорсингового бизнеса. Но серьезного перевеса в перспективе инсорсеры вряд ли добьются. Мода на карманного поставщика ИТ-услуг уже существовала. Поначалу крупные компании принялись создавать собственные инсорсинговые подразделения и отказались от предложений аутсорсеров, но, когда столкнулись с тем, что услуги им предоставляются вне рынка и не по рыночным ценам, вернулись к аутсорсерам.

Многолетний опыт работы на рынке ИТ-аутсорсинга именно с крупными, территориально распределенными компаниями указывает, что выбор в пользу аутсорсера имеет четкое экономическое обоснование. Вероятнее всего, увлечение карманными интеграторами пройдет по тем же причинам. В рамках непрекращающегося процесса консолидации рынка следует ожидать, что крупные интеграторы будут стараться поглотить региональных игроков с необходимым набором компетенций и клиентским портфелем.

Комментарии
Прямой эфир