«Золотухин был противовесом Любимову в помощь всему коллективу»
Мы потеряли колоссальную фигуру. Валерий Сергеевич был замечательным товарищем и очень хорошим партнером. Он всегда был первым из тех, кто может помочь и подставить плечо.
Так как он был человеком очень известным, к нему было повышенное внимание. Это помогало в театре, в особенности, когда он взял на себя тяжелую судьбу директорства. Понятно было, что он занимает этот пост временно. Но театру было важно, чтобы на переходном периоде руководил мудрый человек — сильный, спокойный, взвешенный, с определенными связями в театральном мире.
Он очень деликатно и энергично пользовался всем, что дала ему судьба, чтобы помочь нам выкарабкаться из тяжелых ситуаций не только в эти два года, когда Юрий Петрович ушел, но и до того.
Валерий Сергеевич был противовесом Любимову в помощь всему коллективу, потому что возглавлял профсоюзную организацию и умерял страсти и конфликты, возникавшие между Юрием Петровичем, Каталиной и остальными сотрудниками театра. Недаром он завоевал в Театре на Таганке звание доброго домового. Действительно, он был ангелом-хранителем.
Печально, что он не выдержал нагрузки. Как выянилось позже, тяжело болел. Эта опухоль поставила точку очень скорую, к сожалению, всем планам, а они были у него обширные.
Он был человек деятельный, постоянно летал куда-то, чем-то занимался, помогал алтайскому театру. Все, что было возможно, он делал и для нашего театра. Удивительно, как ему на все хватало времени.
Он успел сделать главное: восстановить на собственные деньги храм, который разрушил его отец, будучи молодым комсомольцем, и поддержать Театр на Таганке, чтобы он не рухнул, оставшись без руководителя.
Теперь наше дело и дело московского руководства помочь театру жить дальше. Все годы, пока Юрий Петрович c Каталиной нами управляли, было очень тягостное чувство. Валерий Сергеевич стал одним из тех, кто постарался воскресить в театре жизнь — и творческую, и человеческую.
Мы будем помнить то, что сделал Валерий Сергеевич, чтобы мы жили в едином ощущении замечательного театра, которым была Таганка в лучшие свои годы, и постараемся это ощущение продолжить, пусть даже уже с принципиально другими руководителями. Будем воспринимать как его заветы, внутреннее достоинство, собранность и простоту.
На мой взгляд, лучший фильм, где сыграл Валерий Сергеевич — это «Бумбараш». Лучший спектакль — «Живой. Из жизни Федора Кузькина». Все его лучшие качества — и человеческие, и актерские — удивительно слились в этих двух образах.
Не так давно мне посчастливилось работать с ним в спектакле «Доктор Живаго». Когда я стоял в кулисах перед тем, как впервые выйти в этой постановке на сцену, в противоположной кулисе в полутьме стоял Валерий Сергеевич. Он перекрестил меня, думал, что я этого не вижу. А я видел.
Сам я человек неверующий, но это было так трогательно, так приятно и так успокаивающе — более важного в партнерстве я не встречал за последнее время. Буду помнить этот момент всегда.