Москвичей оштрафуют за порчу асфальта
Мосгордумой были одобрены поправки в столичный Административный кодекс, согласно которым вводится наказание для физических лиц за нарушение правил содержания и эксплуатации автодорог. Как пояснил «Известиям» председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников, речь идет о случаях умышленной порчи асфальта: самовольно установленных столбиках и иных преградах для автомобилей, нарисованной или стертой разметке и т.п. Эксперты назвали поправки «абсурдными» и «размытыми».
Согласно новой версии московского КоАПа, штраф для граждан за нарушение правил содержания и эксплуатации автодорог составит от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей. Поправки также увеличили санкции за аналогичные правонарушения для должностных и юридических лиц: теперь они составляют 5–10 тыс. рублей и 30–50 тыс. рублей, тогда как раньше варьировались в пределах 2–3 тыс. рублей и 20–30 тыс. рублей соответственно.
Как пояснил Семенников, для граждан никакой ответственности за умышленную порчу дорожного покрытия ранее не было.
— Между тем были случаи, когда граждане стирали разметку, превращая сплошную линию в пунктир, чтобы устроить удобный съезд к магазину. Достаточно много прецедентов, когда физические лица устанавливали столбики или бетонные плиты, чтобы мешать машинам въезжать во двор. Сейчас в ремонт дорожного полотна вкладываются огромные средства, и надо законодательным образом избегать того, чтобы эти деньги тратились впустую, — прокомментировал Семенников.
Впрочем, эксперты с недоумением отнеслись к поправкам в закон. По словам президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, граждане не являются ни владельцами дорог, ни лицами, ответственными за эксплуатацию. Соответственно, штрафовать их за нарушение правил содержания и эксплуатации нельзя.
— Кроме того, непонятно, что, собственно, считать порчей дорожного покрытия. Можно привлечь к ответственности и тех, кто засыпает галькой или гравием ямы у дома, отчаявшись ждать ремонта. Строго говоря, это тоже является нарушением правил, поскольку работы проводятся без соблюдения ГОСТов и СНиПов, — подчеркнул Травин.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов добавил, что данные поправки сложно будет применить на практике.
— Сейчас Объединение административно-технических инспекций Москвы (ОАТИ) может штрафовать только должностные и юридические лица. Что касается ответственности физлиц, то еще надо доказать, что яму рыл конкретный гражданин, да еще и с умыслом. Тянет на масштабный судебный процесс со следственными действиями, ради 2 тыс. рублей это не имеет смысла, — заметил он.
Шкуматов добавил, что с принятием поправок не совсем понятно, как классифицировать тренировки армейских частей накануне Парада Победы и само мероприятие.
— От тяжелой военной техники асфальт портится не меньше, но я сомневаюсь, что кого-то оштрафуют, — сказал он. Ранее префект Центрального административного округа Виктор Фуер сообщал, что уже сформированы бригады по восстановлению дорожного покрытия на случай его разрушения при прохождении колонны военной техники.
Координатор «Синих ведерок» подчеркнул, что поправки требуют пересмотра. По его словам, авторам документа «надо избавиться от двусмысленных формулировок, как это было с поправками в КоАП по поводу сброса снега с автотранспорта». Необходимо максимально детализировать само правонарушение и вводить критерии оценки ущерба, заключил эксперт.