«Весна священная» Бежара вернула Большой театр в каменный век
В Большом театре продолжается парад балетов на музыку «Весны священной» Игоря Стравинского. Следом за премьерой Татьяны Багановой эстафету фестиваля «Век «Весны священной» — век модернизма» подхватила труппа Béjart Ballet Lausanne, основанная Морисом Бежаром в 1987 году.
Основное блюдо гастролеров — легендарная «Весна священная», которую Бежар поставил в 1959 году, своего рода история эволюции человечества, высшей точкой которой является объединение мужского и женского начал. Ее организаторы оставили на десерт, предварив тремя другими постановками: «Кантата 51» и «Приношение Стравинскому» Бежара и балетом «Синкопа» нынешнего художественного руководителя труппы Жиля Романа.
Хореографический опыт г-на Романа в программе был окружен творениями его великого наставника, что оказалось не на руку балету «Синкопа». В этой постановке ощущается влияние многих крупных хореографов, но особенно самого Мориса Бежара. Некоторые моменты напрямик отсылают к несколько эклектичному «стадионному» балету маэстро Ballet for Life на музыку Queen и Моцарта. Тем не менее зрителей спектакль Жиля Романа воодушевил. Скорее всего, их интерес подкупила не столько хореография, сколько многочисленные сценические эффекты и активная работа с предметами.
Главным украшением слегка затянутой «Синкопы» стало соло Элизабет Рос — танцовщицы, которая успела довольно много поработать с Морисом Бежаром. В балете «Приношение Стравинскому», где г-жа Рос исполняет одну из главных ролей, она во всех нюансах воспроизвела фирменную бежаровскую пластику, чего не вполне хватило ее коллегам, танцевавшим «Кантату 51».
Исполнение «Весны священной», безусловно, стало главной интригой вечера. От труппы, существующей уже более пяти лет без главного идейного вдохновителя, можно было ожидать весьма фривольной трактовки знаменитого балета. Но все опасения оказались напрасными: танцовщики представили вариант «Весны» довольно близкий к эталонному.
Партию Избранника исполнял Оскар Шакон. Танцовщик казался излишне худым и в сцене избиения соплеменниками выглядел совсем тщедушно. Несмотря на комплекцию, со своей непростой партией Шакон справился хорошо, но в отличие от Избранницы — Катерины Шалкиной ему порой не хватало «огня».
Танцовщики из массовки — диковатые брутальные мужчины и томные девы — отлично справились со своей задачей. Накал страстей сочетался с идеальной геометрией и синхроном, без которых балет бы «не выстрелил».
Зрителям, взорвавшим зал овацией, выступление гостей явно пришлось по душе. Да и Жиль Роман своими подопечными остался доволен: худрук, выходя на поклон, улыбался и всячески выражал одобрение.