Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

В ожидании Формулы

На постройку полустационарной трассы в Сочи выделяется более 6 млрд рублей
0
В ожидании Формулы
Фото: РИА Новости
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Эксплуатировать в качестве автодромов масштабные объекты, построенные к различным громким международным событиям, – идея не новая. Гран-при Канады, например, проводится на искусственном острове, построенном к выставке «Экспо-67» и служившем во время Олимпийских игр в Монреале центром гребного спорта. Другое дело, окупаемость таких комплексов, принимающих соревнования от случая к случаю, – вопрос весьма острый, ответ на который очень хотят слышать те, за чей счет гонки обычно и проводятся.

Представим. Прохладное октябрьское утро 2014 года. Буквально несколько дней назад над трассой в Сочи гудело два десятка турбодвигателей V6 «Формулы-1». Но – отгремели салюты, опорожнены солидные запасы шампанского, сейчас о минувшем празднике напоминают лишь оставшиеся вдоль трассы рекламные плакаты. Шоу закончилось, а Большой цирк уже устремился в новые страны.

Какой толк нам от этого действа? Говорили, что Гран-при России придаст ускорение развитию автоспорта в нашей стране. Вообще, подобные речи слышатся на торжественном открытии каждой новой трассы, построенной с прицелом на F1. Но как не было никакого автоспорта на Ближнем Востоке, так его там и нет. Широко ли известны гонщики или команды из Малайзии, Сингапура?

«Формула-1» – это по большому счету все-таки красочное, переливающееся всеми цветами радуги шоу. А по этой части у нас никогда проблем не было. Конечно, не концерт Жан-Мишеля Жарра в Москве, но свои 30 тыс. зрителей в 2014 году Гран-при России совершенно точно соберет. Другое дело, мы вряд ли когда-нибудь узнаем, каких трудов это стоило организаторам, которых бросили с места на амбразуру в карьере, – при масштабах события именно так выглядит замена промоутера за год до события. Остается только догадываться, как в этой неразберихе решился вопрос с финансированием.

Напомним, что контракт между Formula One World Championship Ltd (FOWC) и администрацией Краснодарского края был подписан 14 октября 2010 года. Однако планомерная подготовка к мероприятию постоянно сбивалась из-за чехарды управленцев. В середине 2012 года два заместителя губернатора края, отвечавшие за проект, ушли в отставку, а директором фирмы промоутера «Формула Сочи» назначили Александра Богданова, который, как и заместители губернатора, автоспортивными проектами ранее не занимался. В начале 2013 года выяснилось, что фирма-промоутер не может обеспечить финансовые гарантии контракта, рассчитанного до сезона-2020. Сам Богданов уволился, а компания «Формула Сочи» стала частью организации «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега», которая занимается организацией строительства трассы и, соответственно, не имеет никакого опыта в сфере организации непосредственно гонок.

Кстати, а почему именно Сочи, а не Тула или, например, Новосибирск? Конечно, главным нужно признать туристический аспект, желание лишний раз загрузить олимпийские объекты и получить от них дополнительную прибыль в местный бюджет. Следует добавить, что и географическое расположение здесь, на Черноморском побережье Кавказа, самое выгодное, чтобы иметь возможность приткнуть Гран-при России в удобное для календаря F1 место, когда Большой цирк перебирается из Европы в Азию. Ранее планируемая Москва, а точнее, Подмосковье, Волоколамск, ныне уже представляются «запасным аэродромом» на черный день.

Что касается того же финансирования, то нужно учесть, что постройка одного только автоспортивного комплекса оценивается в 6 млрд рублей. Эти затраты распределили между собой федеральный (90%) и местный (10%) бюджеты. Промоутерам придется дополнительно заплатить за лицензию на право проведения Гран-при, а это еще $60 млн. Причем – ежегодно! В Японии, где F1 куда популярнее, сходный уровень расходов помогает перекрыть выручка от продажи билетов. Но там гонка собирают 100 тыс. зрителей. У нас, по прогнозам специалистов, будет в 3 раза меньше. Именно эти средства в основном призваны перекрыть часть затрат промоутера. Остается только надеяться на спонсоров, которые решатся вложиться в рекламу. А вот доход от размещения, кормежки и сопутствующих расходов многочисленных туристов прямиком пойдет в местный бюджет.

В ожидании Формулы

В качестве живого напоминания о грядущих финансовых сложностях организации гонок «Формулы-1» можно смело взять Гран-при Австралии. Соревнования, которые проводятся на городской трассе Альберт-Парк в Мельбурне и которые обычно открывают сезон. За 15 лет суммарные убытки организаторов составили около $180 млн. Примерно столько же было выплачено за лицензию. В одном только 2010 году правительство штата Виктория было вынуждено выделить на гонки $40 млн – из них половина ушла на продление лицензии. А автоспорт в Австралии куда популярнее, чем в России.

Выход в том, чтобы не допускать простоя автодрома, приглашать как можно больше чемпионатов, проводить больше соревнований. Но с другой стороны, как подчеркивает корифей отечественного автоспорта Марк Подольский, организация приема разнообразных чемпионатов потребует огромной отдачи от дирекции трассы. «Загруженность строящегося автодрома в Сочи будет зависеть от профессионализма команды, эксплуатирующей сооружения, – размышляет мэтр. – С этим могут возникнуть проблемы. Работающие сейчас в Сочи пока не имеют абсолютно никакого опыта подготовки «под ключ» серьезных проектов. Там пока нет ни одного такого специалиста, и, нужно заметить, значительная часть проблем, с которыми столкнулся автодром Moscow Raceway, была рождена этой командой. Причем под Москвой до конца это еще никто не разрулил, хотя, к счастью, очень серьезно продвинулись».

Но в любом случае на кону – репутация страны. Вернемся в будущее, в 2014 год, и убедимся, что Гран-при прошел на высшем уровне, участники чемпионата неустанно хвалили устроителей соревнований. И, затоварившись матрешками, шапками-ушанками и балалайками, преспокойно укатили в известном направлении, тут же и думать забыв о прошедшей гонке.

А нашим-то жителям какой толк от этого Гран-при? Ну, кто-то повеселился в VIP-ложах, счастливчики, мечтавшие о приезде «Формулы-1» с 1992 года, всласть помучили барабанные перепонки на трибунах. А что же наш автоспорт? Неужели и ему какая-то выгода от приезда F1 или постройки трассы? Вопрос сложный.

Вообще, F1 – это что-то вроде открытого урока в школе. Возможность показать себя, заработать репутацию. Но никак не поднять уровень образования в конкретно взятом классе. Вот и в случае с Сочи, если автодром не будет использоваться по назначению отечественными гонщиками, то смысл от его существования будет чисто символический. Согласитесь, планы по проведению на малом, стационарном, кольце гонок на ускорение и соревнований по картингу как-то не тянут на звание «домкрата для отечественного автоспорта». Не говоря уж о том, чтобы стать трамплином для развития отрасли.

Однако не будем сгущать краски. Игорь Ермилин, советник президента Российской автомобильной федерации, успокаивает и заверяет, что у организаторов есть понимание, что трасса должна постоянно работать, и к этому сейчас стремятся.

И стремиться – нужно. Английский Сильверстоун помимо F1 принимает национальные чемпионаты в классах легковых машин, GT, молодежные чемпионаты, не говоря уж о десятке различных клубных мероприятий, собирающих немало владельцев весьма мощной техники. Точно так же дело обстоит на других знаменитых трассах, принимающих Гран-при: Хоккенхаймринге, Спа-Франкошаме и пр.

Кстати, раз уж речь зашла про иностранные автодромы, то нужно упомянуть про конфигурацию трасс. Болельщик F1 может набросать примерную схему того же Сильверстоуна или Хоккенхаймринга с Монцей. А вот кто рискнет изобразить вид с высоты птичьего полета на новые трассы в Бахрейне или Абу-Даби? Благодаря своей плоскогорности они абсолютно безлики. В Сочи, скорее всего, наиболее запоминающейся будет дуга, чем-то смахивающая на участок одной из трасс легендарной игрушки Flat Out 2. Но в остальном – это стандартный набор прямых углов, характерный для временных городских трасс. Вот что думает по поводу схемы нашего автодрома Михаил Горбачев (просим не путать!), чемпион и мастер спорта СССР, тренер-инструктор: «Сравнивать Сочи можно только с временными трассами F1. Но и Альберт-Парк, и Валенсия с точки зрения пилотажа значительно интереснее».

Вот такие у нас получаются предварительные впечатления о Гран-при России, красочном и быстрорастворимом шоу, которое встало в один ряд с феерическими представлениями Большого цирка в Абу-Даби и Сингапуре. Очень бы хотелось, чтобы оргтехника в сочинском пресс-центре была загружена куда чаще, чем раз в год. Понятно, что и без автоспорта наша столица зимней Олимпиады недостатка в туристах не испытывает, но для того, чтобы как-то окупить затраты на постройку гоночной трассы, идеально было бы принимать несколько международных чемпионатов. Само собой, срок окупаемости в случае приема одной только «Формулы-1» исчисляется десятками лет. Что касается развития автоспорта, то нашим гонщикам лишний полноценный автодром, даже такой «плоскогорный», никогда лишним не будет. Получается, толк от этого спортивного объекта будет в случае его постоянной загрузки.

Комментарии
Прямой эфир